Мать первого русского царя, Ивана Грозного, часто остается в тени своего великого и грозного сына. Однако Елена Глинская была личностью не менее яркой и загадочной. Именно от нее государь унаследовал не только царский трон, но и свою яркую внешность, а также, как выяснилось столетия спустя, уникальную анатомическую особенность.
Выбор сердца, а не традиции
История брака родителей Ивана Грозного больше похожа на роман, чем на сухую хронику. Великий князь Василий III, прожив двадцать лет в браке с Соломонией Сабуровой, остался без наследника. Руководствуясь государственной необходимостью, он принял беспрецедентное решение — развестись и отправить супругу в монастырь.
В отличие от первого брака, где невесту выбирали из сотен претенденток, союз с Еленой Глинской стал делом сердца. По преданию, князь увидел юную литовскую княжну на службе в Успенском соборе и был сражен ее красотой. Несмотря на мрачные пророчества иерусалимского патриарха, предрекавшего, что от этого брака родится «злое чадо», и тридцатилетнюю разницу в возрасте, Василий III настоял на своем.
Внешность и рост Глинской
Реконструкция внешности Елены Глинской выявила ее прибалтийский типаж. Лицо княгини при жизни отличалось мягкими чертами. Но наверняка особенный восторг у современников Глинской вызывали ее волосы. Они были рыжего, как красная медь, цвета. Примечательно, что остатки волос Елены сохранились в ее захоронении. Ученые утверждают, что такая сохранность обусловлена причиной смерти княжны. Дело в том, что, согласно одной из версий, жена Василия III скончалась вследствие отравления ртутью и мышьяком.
«С лёгким паром!»: что означает это пожелание у русских на самом деле
Исследования останков подтверждают эту версию. Впрочем, в те века ртуть и мышьяк применялись и для изготовления косметики, и в качестве лекарственного средства. Как бы то ни было, яд скопился в волосах матери Ивана Грозного, что и обеспечило их сохранность.
Кроме того, как утверждает Татьяна Тимошина, автор издания «Российские государи. Рюриковичи и Романовы (862-1917)», Елена Глинская была довольно высокой женщиной: ее рост составлял около 165-168 сантиметров. Тогда даже средний рост мужчин не превышал 160 сантиметров. Иван Грозный унаследовал от матери не только цвет волос, но и высокий рост. Многим Грозный вообще казался великаном. Впрочем, даже по нынешним меркам русского царя маленьким не назовешь. Судебно-медицинское исследование останков Ивана Грозного, проведенное в конце 1960-х годов при вскрытии усыпальницы в Архангельском соборе, выявило, что рост его скелета равнялся 178-179 сантиметрам.
Люмбализация и другие недуги
Но это далеко не все особенности, которыми могла похвастать Елена Глинская. По словам В. Вилкова, автора книги «Великие правители России всех времен», антрополог Денис Пежемский обнаружил в скелете княжны весьма редкую аномалию — 6 поясничных позвонков. Поясничный отдел позвоночника у большинства людей представлен пятью крупными позвонками. Однако в некоторых случаях за счет отщепления от крестца крестцового позвонка образуется шестой поясничный позвонок. Это так называемая люмбализация. Обычно такая аномалия не имеет клинического значения. Именно поэтому многие даже не догадываются о наличии у себя лишнего позвонка. Но нередко люмбализацию рассматривают как одну из причин деформации позвоночника (сколиоз), а также пояснично-крестцовых болей.
Впрочем, ни о чем подобном историкам неизвестно. Есть свидетельства о том, что Елена Глинская страдала головными болями (точнее болями половины головы, что похоже на мигрень) и болями в ухе. Так, Василий Иванович писал своей супруге: «И ты бы ко мне отписала, как тебя Бог миловал, не балывала ли тебя полголовы и ухо и сторона и как тебя ныне Бог милует». Вообще свидетельств о наличии какой-то затяжной болезни у Глинской не имеется. Да и о скоротечном недуге, который предшествовал смерти княжны, также не сохранилось. Поэтому, скорее всего, ее кончина была внезапной. Не зря в народе были весьма популярны слухи об отравлении Елены Глинской. Тем более, что к тому моменту Василий III уже ушел в мир иной, а Глинская была по сути регентшей собственного, тогда еще малолетнего сына, будущего царя Ивана Грозного.

