ФОТО: stockking/Freepik

Какие биологические человеческие звуки рефлекторно "отключают" мозг во время учебы

Не секрет, что звуки способны оказывать сильное влияние на наш мозг и эмоции. Ученые из Университета штата Нью-Йорк изучили влияние звуков, ассоциирующихся с болезнью, на учебный процесс. Оказалось, что кашель и шмыганье носом могут значительно снижать успеваемость студентов. 

Эксперимент и результаты

К эксперименту ученые привлекли несколько тысяч студентов из разных учебных заведений. Их разделили на две группы. Одна из них параллельно с лекциями слышала звуки, связанные с болезнью, второй же ничего не мешало. Потом было проедено тестирование на новые знания. Оказалось, что участники первой группы в среднем набирали на 17% меньше баллов по сравнению с теми, кто обучался в тишине.  

Эволюционный механизм

Исследователи связывают этот эффект с работой поведенческой иммунной системы — эволюционного механизма, который помогает людям избегать потенциальных источников инфекции. Кэри Фицджеральд, ведущий автор исследования, отметила, что даже в отсутствие реальной угрозы, мозг человека может бессознательно переключать внимание на “опасные” сигналы. Это перераспределение внимания приводит к снижению способности к обучению, так как ресурсы мозга отвлекаются на восприятие звуков, ассоциирующихся с болезнью.  

Психологические аспекты

Интересно, что участники эксперимента не считали звуки болезни более раздражающими, чем нейтральные шумы, например, звяканье ключей. Однако именно звуки, ассоциирующиеся с недугом, оказывали негативное влияние на результаты тестов. Это указывает на то, что восприятие звуков может работать на уровне подсознания, где мозг автоматически реагирует на потенциальные угрозы, даже если они не представляют реальной опасности.