В современном мире болезнь воспринимается как несчастье, которое может случиться с каждым. Мы сочувствуем больным, стремимся оказать им помощь. Однако в Древней Руси отношение было совершенно иным. Ведь зачастую недуг связывался с моральным упадком человека, его грехами и пороками.
Позорные болезни
В религиозном сознании наших предков болезнь часто рассматривалась как наказание за грехи. Человек, страдающий от какого-либо недуга, мог быть обвинен в неправедной жизни, нарушении заповедей. Более того, в условиях отсутствия медицинских знаний, люди приписывали возникновение болезней сверхъестественным силам, проклятиям и колдовству. На фоне этого больные люди часто становились изгоями, их избегали, так как считалось, что болезнь может передаваться. Это особенно касалось заразных заболеваний. Впрочем, и совершенно безобидные становились для человека своеобразной “черной меткой”.
Кожные заболевания
Считалось, что кожные болезни, например, чесотка или экзема являются результатом несоблюдения гигиенических норм. Однако, даже при регулярных банных процедурах, кожные заболевания на Руси были достаточно распространенными. Ведь многие из них на самом деле были инфекционными.
Венерические заболевания
Возникновение таких болезней обычно связывались с развратом и безнравственностью. Хотя верно это было лишь отчасти. Неудивительно, что больные венерическими заболеваниями подвергались остракизму и социальному осуждению. К сожалению, интимная сфера была в те далекие времена строго табуирована. Так что на помощь и сочувствие больной мог даже не рассчитывать.
Бесплодие
В прошлом даже незнатные люди всячески стремились оставить после себя наследника. Поэтому бесплодие означало не только личную трагедию, но и социальное порицание. Женщину при этом могли даже объявить колдуньей, мол, это ее бог так наказал за темные дела. Ну а бесплодный мужчина считался попросту несостоятельным. Какой же он мужчина, если не может “сделать” ребенка?
Алкоголизм
Даже в те далекие времена тяга к спиртному считалась пороком, ведущим к разрушению семьи и общества. Нередко умерших от последствий неумеренной тяги к алкоголю приравнивали к самоубийцам. Таких нельзя было хоронить на общем кладбище и поминальные молитвы в церкви по ним были запрещены.