В Советской Армии были должности, которые солдаты-срочники считали «тёплыми местами». Те, кто их занимал, носили такую же форму, что и остальные военнослужащие, но при этом для них служба проходила в более комфортных условиях.
Писари, каптёрщики, повара
Блатные должности – те, которые позволяли держаться в стороне от привычного распорядка дня в армии. Например, штабные писари (занимались составлением разного рода расписаний, планов, конспектов, рапортов), как правило, в казармах не ночевали. Они коротали ночи в специальном помещении в непосредственной близости от начальства. Писари всегда находились в тепле, сытости, да и осведомлены о предстоящих событиях они были лучше остальных.
Ещё одна «блатная» должность – каптёрщик. Они ведали формой, сапогами, бельём и прочей хозяйственной мелочью, которая могла потребоваться любому солдату. «Кабинет» каптёрщика – каптёрка – являлась излюбленным местом для старослужащих. Там они собирались, чтобы выпить, покурить. Должность считалась настолько привлекательной, что её даже могли "продать" сменщику за определенную сумму.
С учётом того, что советский солдат никогда не страдал лишним весом, то «блатными» были и должности, которые позволяли всегда находиться при еде. Это хлеборезы, повара. Из общих продуктов они практически в любой момент могли приготовить для себя какое-то особое блюдо, о котором остальным сослуживцам даже не стоило мечтать.
Почтальоны, творческая интеллигенция, свинари
Армейские почтальоны разгуливали по «гражданке» сколько угодно. Кроме того, порой они должны были выполнять «ответственные поручения» старослужащих – например, приобрести за пределами части какую-нибудь «запрещёнку». Естественно, выполнение таких просьб вознаграждалось – когда материально, а когда хорошим отношением.
«Вне устава» находились музыканты, медперсонал в санчастях, клубные работники. Про таких представителей творческих профессий часто с завистью говорили – мол, для них служба как праздник.
Некоторые срочники также занимались обслуживанием свинарников, находившихся далеко за пределами части. Свинари большую часть времени проводили в «командировках», а поэтому в строю их видели редко. Впрочем, они и не расстраивались. Свинари хотели как можно скорее покинуть пределы части, отправившись в очередную «командировку».