Частная военная кампания «Вагнер» или, иначе, «группа Вагнера» — структура, о которой говорят многие и существование которой журналистами и блогерами не подвергается сомнению. Но, в то же самое время, официального подтверждения наличия этой ЧВК нет. Более того, само по себе создание и участие в частных военных кампаниях на территории России является уголовным преступлением и подпадает под статью УК 359 «Наемничество».
Тем не менее Президент страны в 2018 году обмолвился в ходе пресс-конференции в том смысле, что если деятельность «Вагнера» за границей не выходит за рамки закона, то данная ЧВК вольна работать, где и как ей нужно. Министр иностранных дел Лавров на днях также косвенно подтвердил наличие «частных армий», сказав, что власти Мали действительно обращались к одной из российских ЧВК с просьбой о помощи в борьбе с терроризмом.
Таким образом, «группа Вагнера» остается в некотором смысле «фантомной» структурой: о том, что она как бы существует, все знают, но юридического статуса она не имеет.
Что известно о ЧВК «Вагнер» сегодня
Сведений о «группе Вагнера» не так уж и много, что неудивительно, если учесть ее полулегальный статус. Впервые о группе «Вагнера» еще в 2015 году написала «Фонтанка.ру», и другие издания, которые специализируются на расследованиях.
Если суммировать все, что написано журналистами этих СМИ, то получается следующая картина: «группа Вагнера» возникла из ЧВК «Славянский корпус», зарегистрированной в Гонконге в 2013 году. Специализацией «Славянского корпуса» была защита судов от сомалийских пиратов. Затем «Корпус» принял участие в «охране месторождений нефти в Сирии». Когда «Славянский корпус» был расформирован, и его бойцы вернулись на родину, один из тех, кто служил в ЧВК, подполковник Дмитрий Уткин стал инициатором создания подобной структуры в России.
Костяк ее составили те, кто служил в «Славянском корпусе». Сам Уткин до увольнения из армии был командиром 700-го отряда спецназа 2-й отдельной бригады спецназначения ГРУ, дислоцированного в Псковской области. В 2016 году Дмитрия Уткина видели в Кремле, на приеме, где чествовали героев Отечества. Уткин имеет позывной «Вагнер», по этой причине, «фантомная» ЧВК носит такое название. Финансирование группы приписывают миллионеру Пригожину, человеку, очень близкому к Кремлю. Никаких официальных подтверждений этой версии, разумеется, нет.
Группа «Вагнер», если верить СМИ, «отметилась» в Донбассе, Сирии, Ливии, в Центральноафриканской республике. Недавно о ней заговорили в связи с ситуацией в Мали.
Вездесущие журналисты указывают и численность ЧВК «Вагнер» — от полутора до шести тысяч человек, и место дислокации – тренировочная база в Молькино, что в 30 километрах от Краснодара. Называют даже уровень зарплат «наемников» из Вагнера – от 100 до 300 тысяч.
Каким должен быть боец «группы Вагнера»
В интернете можно найти сайт, который носит название «Группа Вагнера» и является вроде бы даже официальным сайтом ЧВК. В разделе «Вакансии» сказано, что в настоящее время набора в «группу Вагнера» нет, но если кто-то «имеет непреодолимое желание» связать себя со службой Родине, то ему стоит начать со службы по контракту. Понятно, что в «Вагнер» попадают лишь бойцы, имеющие хороший опыт службы и участия в боевых действиях. Все, кто пополняет ряды ЧВК, подписывают соглашение о неразглашении информации, все предоставляют анкеты с личными данными, которые тщательно проверяются. Вроде бы, претенденты даже проходят проверку на «полиграфе».
В 2019 году на сайте «Е1.РУ» (г. Екатеринбург) появилось интервью с неким Алексеем, который в прошлом был бойцом «Вагнера» и согласился ответить на вопросы о своей службе. Алексея очень огорчает тот факт, что «вагнеровцев» называют в СМИ головорезами, отморозками, приписывая им уголовное прошлое и разнообразные дурные наклонности. Он утверждает, что с судимостью в ЧВК «Вагнер» не берут, и даже если станет известно о непогашенных алиментах, путь в ряды ЧВК закрыт. Он настаивает на том, что бойцы «Вагнера» — это в прошлом кадровые военные, профессионалы, призванные отстаивать интересы страны за ее рубежом.
Бойцы ЧВК должны иметь хорошую физическую подготовку: уметь не менее 12 раз подтянуться, пробежать километр за 4 минуты. Впрочем, Алексей говорит о том, что километр – это норматив для «пожилых», то есть, тех, кому больше 40 лет. В ЧВК принимают с 25 лет, и молодые бойцы пробегают 3 километра за 12 минут.
Не меньшее значение, чем физическая подготовка, имеет военная квалификация. «Вагнер», как сказано на его сайте оказывает услуги по разминированию (можно найти информацию о том, что львиную долю работы по разминированию Пальмиры провели именно саперы из «Вагнера»), по сопровождению морских судов, по обучению сотрудников силовых структур и проведению сухопутных операций и охране объектов в зонах с нестабильной политической ситуацией и высокой террористической активностью. Понятно, что для такого рода деятельности требуются профессионалы самого высокого класса.
А как в других армия?
Требования к новобранцам в «Вагнере» не менее жесткие, чем требования в подобных структурах в других странах мира.
Например, кандидат в бойцы французского Иностранного легиона, подразделения, которое по сути является официальным государственным ЧВК, должны сдать тест на беговую выносливость – пробежать 2800 метров за 12 минут. Сразу после этого кандидата направляют на подтягивание. Он должен подтянуться не менее 12 раз. А еще 50 раз отжаться и выполнить 55 упражнений на пресс.
Норма для российских контрактников – не менее 10 подтягиваний на перекладине (для тех, кому больше 30 лет – не менее 8 подтягиваний). Километр контрактник должен пробежать за 4,20 минут (старше 30 – 4,45).
В нормативах для морской пехоты США можно увидеть те же 12 подтягиваний. Бегают морпехи на 2 мили (по-нашему 3,2 километра). Это расстояние нужно преодолеть за 13 минут.