В Советском Союзе любили писать о преимуществах социалистического строя, успехах советской промышленности, особенно часто приводя в пример успехи промышленности оборонной. При этом никогда не упоминалось, что значительное количество образцов вооружения и техники было разработано в других странах и выпускалось в СССР по лицензии или копировалось.
В некоторых областях заимствований было больше, в некоторых меньше. Стрелковое оружие было отечественное, также, как и большинство самолётов, хотя при этом практически все авиационные двигатели основных типов были иностранной разработки. Танки, тракторная и автомобильная техника до войны были практически сплошь иностранной разработки. Много закупалось в разных странах артиллерийского вооружения, для его производства по лицензии.
Причём, если иностранные танки и автомобили успешно осваивались в производстве и производились массово, огромными сериями, то как раз в области артиллерийского вооружения сложилась иная ситуация. Очень много примеров, когда приобретённые в других странах образцы, были приняты на вооружение, запущены в серию, но так и не были получены Красной Армией в достаточных количествах.
В некоторых случаях это привело к поистине трагическим последствиям.
К моменту нападения Германии на Советский Союз, 22-го июня 1941 года в Красной Армии имелось, согласно данным справочника А. Иванова «Артиллерия СССР во Второй Мировой войне», всего 1382 37-мм автоматических зенитных пушки обр. 1939 года. Это было ничтожное количество, так как по Мобилизационному плану на 1941 год, только в сухопутных в войсках должно было быть 9854 орудия. Из необходимых 11448 крупнокалиберных зенитных пулемётов имелось к началу 1941 года лишь 1987. В результате войска оказались совершенно беззащитными перед ударами немецкой штурмовой авиации.
Почему так случилось подробно описано в «Энциклопедии отечественной артиллерии» А. Широкорада. Разработкой и производством малокалиберной автоматической артиллерии в СССР занимался завод №8 в подмосковном городе Подлипки. Для вооружения Красной Армии в Германии были закуплены в 1930 году самые современные зенитные орудия в этом классе: 20-мм и 37-мм пушки фирмы «Рейнметалл». Пушки были приняты на вооружение Красной Армией под названием 20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр. 1930 г. и 37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1930 г. На заводе №8 орудиям присвоили свои индексы 2-К и 4-К, соответственно, и запустили в серию.
Однако наладить производство так и не смогли. 20-мм пушек изготовили за два года 161 орудие, из которых значительную часть (97 штук) военные так и не приняли. В 1936 году на вооружении РККА имелось лишь три десятка таких орудий. Что касается 37-мм зенитной пушки, то за два года выпуск составил по одним данным шесть орудий, по другим только три. Военные не приняли у завода ни одно орудие. Стоит отметить, что эти же пушки состояли на вооружении Вермахта под названием 2-cm Flak 30 и 3.7-cm Flak 18, производились большими сериями, полностью обеспечивая потребности немецких войск и проявили себя отлично. А Красная Армия в 30-е годы вообще не имела на вооружении зенитных автоматов, да так и встретила Великую Отечественную.
В том же 1930 году фирма «Рейнметалл» поставила в СССР и другие орудия, которые были приняты на вооружение РККА и производились серийно. Среди них была и тяжелая гаубица, принятая на вооружение как 152-мм гаубица обр. 1931 г. Обычно она именовалась в справочниках с индексом НГ, что означало «немецкая гаубица». Производить гаубицу стали на Мотовилихинском заводе, но с трудом изготовили за два года восемь орудий. Освоить ее так и не смогли. В результате современное орудие этого класса в Красной Армии появилось лишь в 1938 году. Немецкие же гаубицы, которые наш завод так и не смог освоить, потом успешно громили Красную Армию в 1941 году и позже.
Подобные примеры есть не только в артиллерии. В СССР успешно строили собственные самолёты, и не могли освоить производство авиадвигателей, на которые закупали лицензии. Но самолёты в других странах покупались регулярно. Иногда просто для ознакомления: так, все самолёты, с которыми Германия начала войну, уже имелись в СССР и были изучены заранее. Но покупали и для того, чтобы наладить производство.
В 1936 году СССР приобрел лицензию на производство нового американского цельнометаллического штурмовика и бомбардировщика фирмы «Валти» V-11. На тот момент в Красной Армии современных самолетов такого класса не было. Машина получила название БШ-1, работы были поручены группе конструкторов под руководством С.А. Кочеригина. БШ-1 означало «бронированный штурмовик – первый», вторым будет известный всем Ил-2. На самолет планировали ставить отечественный двигатель, хотя это была та же лицензионная копия американского двигателя, что и на V-11.
Штурмовик слишком долго пытались освоить на производстве. Было выпущено по разным данным от 50 до 38 машин, которые совершенно не понравились военным по своим характеристикам. Конечно, вскоре началась разработка самолётов такого же класса по программе «Иванов», но если бы удалось запустить своевременно БШ-1 в серию, то в 1941 году у нас бы уже производились неплохие ударные самолёты, способные поддерживать сухопутные войска.
Подобных примеров, может быть и не так уж много, но важно, что аналогичная ситуация была и с запуском в производство отечественных образцов. И это не всегда проходило безболезненно. В описанном случае с зенитными автоматическим пушками, за плохую работу промышленности, платили жизнями десятки сотни тысяч людей, оказавшихся беззащитными перед ударами немецких штурмовиков.