В учебниках по истории до сих пор можно встретить упоминание о том, что первыми советскими солдатами, водрузившими красное знамя над Рейхстагом, были Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Случилось это в 3 часа ночи 1 мая 1945 года. Но были герои, чей подвиг власти предпочли забыть – капитан Владимир Маков и его группа.
Кантария возражает
В 1991 году, когда с памятной даты прошло уже сорок шесть лет, Кантария дал интервью для газеты «Ветеран». Мелитон Варламович рассказал, что красивая история о его былом поступке – не более чем легенда. «30 апреля увидели перед собой Рейхстаг — огромное мрачное здание с грязно-серыми колоннами и куполом на крыше. В Рейхстаг ворвалась первая группа наших разведчиков: В. Провоторов, Г. Булатов. Они укрепили флаг на фронтоне. Флаг тотчас же заметили воины, лежавшие под огнем противника на площади», – вспоминал он. Выходит, красное знамя развевалось над Рейхстагом почти за сутки до того, как об этом сообщили официально. Та же информация встречается и в брошюре «Знамя Победы». Михаил Егоров согласился с сослуживцем и подчеркнул, что они были далеко не первыми, кто доставил знамя. Увы, эта версия расходилась с общепринятой. Слова непосредственных участников события не были услышаны.
Как же все было на самом деле? Когда Егоров и Кантария поднялись на крышу здания, перед их взором уже предстал красный флаг, который водрузили в пробоине над скульптурой «Богиня Победы». Это сделали красноармейцы из группы Владимира Макова (в нее входили разведчики и добровольцы 136-й артиллерийской бригады), перед которыми было поставлено соответствующее задание. Поздно вечером 30 апреля старшие сержанты Загитов и Лисименко, а также сержанты Минин и Бобров прорвались на крышу Рейхстага и выполнили его. Несмотря на это, в официальном донесении об их действиях ничего не сказано.
Группа капитана Макова
8 мая 2007 года в «Комсомольской правде» вышла публикация с детальным описанием событий тех дней. «На крышу здания Рейхстага первыми пробились воины штурмовой группы капитана Макова в составе сержанта Мишина, старших сержантов Загитова, Лисименко. Они установили наспех сделанный красный флаг. Такие же полотнища следом укрепили воины штурмовой группы майора Бондаря и лейтенанта Сорокина. Десятки воинов, участвовавших в штурме рейхстага, по приказу своих командиров и по собственной инициативе несли флаги, флажки, просто куски красной материи, прикрепленные к черенку лопаты или обломку оконной рамы. Судя по архивам, было их более 40 штук. Что и создало потом великую путаницу: некоторые командиры называли их в донесениях знаменами Победы.
И только около 3 часов ночи 1 мая Егоров, Кантария и замполит батальона лейтенант Берест установили официальный флаг, который и вошел в историю как Знамя Победы. Первые советские подразделения действительно достигли Рейхстага только около 23 часов 30 апреля. Четыре человека из группы Макова не стали дожидаться подмоги и стремглав бросились наверх, бросая гранаты и стреляя в темноту. Перед самым чердаком сержант Минин запасся импровизированным древком (им послужила тонкостенная трубка со стены) и установил по-настоящему первое красное знамя, написав на нем фамилии сослуживцев.
Выходит, Егоров и Кантария даже не были вторыми. Кстати, постановочная киносъемка, на которой они водружают знамя, до наших дней не сохранилась. Дело в том, что после окончания войны союзники поделили Берлин на оккупационные зоны. Часть города, где находился рейхстаг, отошла в ведение Великобритании, и советских военных туда уже не пустили.
Почему случилась путаница?
Существует несколько точек зрения относительно того, почему подвиг группы капитана Макова долгое время замалчивался. Возможно, состав группы был излишне однородным и не соответствовал советской идеологии. В случае с Егоровым и Кантарией, наоборот, выходило красиво: знамя над Рейхстагом водрузили русский и грузин. С другой стороны, подобная ситуация могла и вправду сложиться по ошибке. Дело в том, что почти каждый солдат старался оставить в здании хотя бы кусочек красного флага. Первые «самодельные» знамена красноармейцы и вовсе оставили на первом этаже здания, как только им удалось войти и выбить окна.
Экспертиза института Военной истории РФ установила, что первой Красное знамя над Рейхстагом все же водрузила штурмовая группа под командованием капитана Владимира Николаевича Макова. Эта информация получила широкую огласку лишь в 1990-е годы и была растиражирована «Российской газетой» и «Аргументами и фактами».
Владимиру Макову не суждено было стать свидетелем восстановления исторической справедливости. В 1970-х годах он переживал тяжелые времена в семейной жизни, был исключен из коммунистической партии и скончался при печальных обстоятельствах. Почти всем красноармейцам, участвовавшим в операции 30 мая 1945 года, планировалось посмертно присвоить звание Героя Российской Федерации. На сегодняшний день этого пока не произошло.
А как же Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов? Или рейхстагов было несколько?