В годы Великой Отечественной войны умение одерживать победу в рукопашной схватке сослужило добрую службу советским солдатам. Хотя в 1941 году нацисты превосходили бойцов Красной Армии вооружением, они не готовы были столкнуться с таким яростным сопротивлением защитников родины. Среди немцев считалось, что тот, кто не дрался врукопашную с советским солдатом, тот и не воевал вовсе.
Приемы, проверенные временем
Рукопашный бой в российской армии широко практиковали еще за несколько столетий до Великой Отечественной войны. Умение бить противника штыком и прикладом берет начало со времен Петра Великого. Оно зародилось в годы Северной войны, когда русская армия сражалась против шведов. В решающем сражении этой войны, Полтавской битве, солдаты в буквальном смысле собственными руками расправлялись с противником.
В 1918 году, когда была сформирована Рабоче-крестьянская Красная Армия, обязательными для солдат стали занятия по гимнастике и ножевому бою. Их считали не менее важными, чем, например, уроки стрельбы. Понятие «боевая гимнастика» было тесно связано с техникой и правилами ведения рукопашного боя. Военных учили различным движениям с оружием и саперной лопаткой, кувыркам и преодолению препятствий. В годы Гражданской войны многие солдаты накопили приличный опыт рукопашных схваток и в дальнейшем передавали свои знания сослуживцам. К этому времени в армии было проведено немало реформ, изменивших принципы рукопашного боя. В единый комплекс объединили штыковой бой, стрельбу и метание гранат. Боевые действия 1930-х годов – конфликты с Японией и «Зимняя война» с Финляндией показали важность этих навыков для красноармейца. Солдат РККА постоянно учили тому, что их штык является наступательным оружием, а сама сущность штыкового боя трактовалась так: «Опыт войн показывает нам, что большое количество солдат было убито или ранено только по той причине, что они не умели соответствующим образом применять свое оружие, особенно штык. В то же время штыковой бой является решающим фактором любой атаки. До последней возможности штыковому бою предшествует стрельба. В то же время штык является главным оружием в ночном бою».
Однако часто пришлось сражаться не только с помощью штыка. Хотя на кадрах советской кинохроники можно увидеть, как солдат ополчения учат колоть врага штыком на бегу, в первые месяцы Великой Отечественной бороться с нацистами приходилось совсем в других условиях. Солдаты били врага в окопах, своих и чужих, стараясь нанести единственный удар в шею. Причем самым распространенным и грозным оружием становится отнюдь не штык, а та самая саперная лопатка. Особенно хорошо ею владели вступившие в ряды РККА колхозники и строители – до начала войны они часто работали плотницкими топорами. Удары солдат могли быть настолько сильными, что мгновенно перерубали конечности и разбивали головы. Отчаянно рвались в бой, как правило, менее опытные бойцы. «Бывалые» солдаты знали, что во время штыковых атак погибают те, кто идет в первых рядах, поэтому старались держаться в середине или конце строя.
Хитрость во имя спасения
Для большинства солдат вермахта умение красноармейцев драться штыками, лопатами и ножами стало неожиданностью, сравнимой с тем, в какой шок повергали врага «Катюши». Уже в первые часы войны немцы оценили выучку советских солдат во время рукопашного боя. Произошло это, когда бойцы РККА обороняли Брестскую крепость. Существовало несколько приемов, которые красноармейцы использовали чаще всего.
Один из таких приемов – удар прикладом. Его солдаты должны были использовать, если встречались со своим противником вплотную, когда уже нельзя было нанести ему укол штыком. При этом удары можно было наносить сбоку, сверху, вперед и назад. Для того чтобы нанести по противнику удар сбоку, нужно было одновременно с выпадом правой ногой вперед и движением правой руки снизу вверх нанести сильный удар острым углом приклада по голове. Удар прикладом сбоку можно было удобно применять после выполнения отбива влево. Для нанесения удара назад нужно было повернуться на каблуках обеих ног направо кругом, не сгибая колени. Потом следовало сделать замах, отведя винтовку или карабин как можно дальше в сторону. Затем с выпадом правой ноги производился удар затылком приклада в лицо противника. Другим эффективным способом ведения рукопашного боя являлись так называемые отбивы, которые применялись для отражения вражеского удара. Отбивы нужно было выполнять одними руками, не поворачивая корпуса. Такая мера предосторожности спасала солдата от риска «открыться» противнику и получить упреждающий удар. Кроме того, нередко красноармейцы использовали тактику захвата оружия врага свободной рукой. Затем они резко били его в шею или лицо.
Самоотверженность советских воинов, граничившая с безумием, приводила в ужас солдат вермахта. Рассказы о рукопашных сражениях с русскими звучали неизменно пугающе. Нередко в воспоминаниях красноармейцев встречаются яркие описания таких столкновений. На глазах сослуживцев советские солдаты поднимали врага на штыки и выкидывали их из окопов, «словно рыбу на берег». Поскольку такие случаи не были редкостью, перед боем немцы старались бодриться. Чтобы приглушить страх перед советскими бойцами, нацисты могли выпить спиртного прямо накануне схватки. Едва ли это помогало им – наоборот, делало еще более уязвимыми. Поскольку на войне, как гласит пословица, все средства хороши, для выживания красноармейцы прибегали и к «запрещенным приемам». Так, во время рукопашной солдаты могли схватить горсть земли и бросить ее в лицо противника, чтобы создать дополнительное препятствие.