22/06/21

Какие народы России лучше всего воевали в Первую мировую

Решившись в августе 1914 года на войну с Россией, император Германии Вильгельм II считал восточного противника колоссом на глиняных ногах. Немцы полагали, что многие народы Российской империи окажутся нелояльны правительству и поддержат немецкое вторжение. Однако жизнь показала, что не только русские, но и многие другие подданные русского царя готовы умереть «за Веру, Царя и Отечество».

«Русофилы»

Отношение противника к солдатам царской армии характеризует брошюра Russische Armee, изданная для служебного пользования Осведомительным отделом Главного Австрийского Командования в начале 1917 года. По мнению эмигрантского исследователя Геннадия Гринёва, она была составлена совместно с германским генштабом, так как в ней даны характеристики частям, задействованным не только на австрийском участке фронта.

По мнению составителей брошюры, великороссы, как самый многочисленный народ империи, «дают своё лицо всей русской армии». Русские описаны, как хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом пехотинцы, они сильны и имеют гармоничное телосложение.

«Как солдаты отличны, нетребовательны, храбры, безусловно и слепо послушны», – отмечали австрийцы.

Великороссы, согласно справке, отличались преданностью монархии, религиозностью и патриотизмом. Вместе с тем, их психологические качества противоречивы. С одной стороны, они беспечны и спокойно переносят радости и горести, великолепно приспосабливаются к «необычным обстоятельствам». С другой стороны, в массе своей, как считали австрийцы, русские «туповаты» и не могут действовать без руководства сильной личности.

В число малороссов составители брошюры включили Донских и Кубанских казаков. Они охарактеризованы как более энергичные и обладающие более «живым характером», чем великороссы. Их отличало свободолюбие, связанное с казачьим происхождением. Благодаря своей стройности и рослости малороссы более пригодны к службе в кавалерии. Добавим, что некоторые малороссы в стане противника всё-таки рассматривались, как не вполне лояльные царю. В Австро-Венгрии с 1914 года действовал «Союз Освобождения Украины», эмиссары которого проникали на российскую территорию.

Третью ветвь восточнославянского племени, белорусов, составители брошюры назвали «отсталым» в физическом и духовном плане народом, склонным к алкоголизму.

Среди других народов империи австрийцы выделяли «русофилов». В их число в ту пору включались, например, латыши и эстонцы. Последние, как говорится в брошюре, имели крепкое телосложение, благодаря чему часто пополняли ряды гвардии и гренадерских полков.

Среди кавказских народов русофилами названы грузины и армяне. Первых отличала рослость, стройность и сила. От вторых же, по мнению австрийцев, в войсках «мало пользы», но они пригодны к службе при смешивании с другими народами.

На вторых ролях

Весьма интересна характеристика поляков, чья враждебность царскому правительству была общеизвестна. Они описываются как «бойкий и темпераментный» народ, известный в истории своими воинскими качествами.

В самом начале войны, как отмечали многие современники, патриотизм охватил даже сепаратистски настроенные нацменьшинства, и польские депутаты произносили «прочувствованные речи» в Государственной Думе. Однако их «любовь к общей Родине» погасла, как только война приняла затяжной характер. В начале 1916 года ввиду массовых случаев перехода поляков на сторону врага было принято решение перевести их с Западного на Кавказский фронт. Аналогичная мера распространялась и на евреев.

Австрийские генштабисты не считали российских приверженцев закона Моисеева «способными» солдатами, но отмечали, что они могут быть хорошими армейскими портными, писарями и музыкантами. Похожая характеристика даётся и цыганам, которые считаются хорошими военными кузнецами и музыкантами.

По понятным причинам противник присматривался к проживающим в России немцам. Однако отмечалось, что многие из них – носители «русской психологии».

Литовцев австрийцы считали сильным некогда народом, «ныне опустившимся». Из них, однако, получались хорошие кавалеристы.

Татары (как крымские, так и казанские) описаны как недисциплинированные солдаты, политически неблагонадёжные и не желающие служить.

Наконец, вскользь упомянуты и народы, которые прежде были освобождены от армии, но в Первую мировую войну привлекались для этапной службы в тылу – черкесы и «бухарцы».