Соперничество между народами, входящими в состав Российской Федерации, раньше нередко доходило до открытых конфликтов. Оно возникало как на национальной почве, так и по другим причинам: территориальным, политическим, экономическим.
Чукчи и коряки
Чукчи, которые благодаря анекдотам выглядели людьми недалекими и неуклюжими, на самом деле с давних времен известны как отважные воины, опытные мореплаватели, искусные охотники.
Они держали в страхе всех своих соседей, в том числе и коряков, коренной народ Камчатки. Непрестанные войны между чукчами и коряками длились вплоть до конца XVIII века. Причины конфликтов были очень прозаичны: чукчи шли в бой, чтобы отобрать у коряков оленей. Это было способом обогащения, а также чем-то вроде национального вида спорта.
Подготовка чукотских воинов отличалась строгостью и основательностью и не уступала воспитанию спартанцев. Миниатюрный, но вполне настоящий лук служил малышу игрушкой с тех пор, как он достигал возраста, когда мог удержать его в руках.
Соперничество коряков, по преимуществу мирных скотоводов, с чукчами было заведомо обречено на неудачу. Так, только с 1725-го по 1773 годы, по данным русских исследователей, чукчи отобрали у коряков примерно 240 тысяч оленей.
Помимо скота чукчи угоняли корякских мужчин, женщин и детей. Рабство оставалось на Чукотке обыденным явлением и гораздо позже, даже в годы советской власти. Неудивительно, что в 30–40-е годы XVIII столетия коряки стали на сторону России при завоевании ею Чукотки.
Осетины и ингуши
Осетины и ингуши начали селиться рядом друг с другом на территориях современного Пригородного района и городского округа Владикавказ не позднее XVII столетия. Нельзя сказать, чтобы соседи уживались мирно, но каких-либо глобальных трений до XX века не было зафиксировано. В конце XVIII века вооруженные отряды ингушей совершили ряд нападений на осетинские территории. Самое известное из них – налет на окрестности селения Салугардан (нынешний Алагирский район) в 1784 году.
Отношения между осетинами и ингушами обострились при советской власти. В ноябре 1924 года образованная в 1921-м Горская АССР была разделена на Ингушскую и Северо-Осетинскую АО и Сунженский округ. Владикавказ оставался самостоятельной единицей, но одновременно и административным центром обеих областей, которые в это время начали оспаривать друг у друга пограничные земли, например, курпские леса. Спор был отчасти улажен разделением лесных территорий и возложением на обе стороны обязательств по их охране.
В 1928 году партийное руководство Северо-Кавказского края, в состав которого входили обе области, решило отдать Владикавказ Северо-Осетинской АО. Протесты ингушских коммунистов возымели действие, но в 1933-м Владикавказ все же стал осетинским.
В конце Великой Отечественной войны произошли события, спустя без малого сорок лет повлекшие за собой вооруженный конфликт. В феврале 1944 года по приказу Берии началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. 7 марта была упразднена существовавшая с 1934 года Чечено-Ингушская АССР. Осетинам были переданы многие территории, принадлежавшие ингушам, в том числе бо́льшая часть Пригородного района.
В 1956 году ссыльным разрешили покинуть спецпоселения, а Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. Но при этом ей были возвращены далеко не все земли. И даже на тех территориях, которые ингушам отдали обратно, вернувшиеся из ссылки семьи зачастую находили свои дома занятыми.
Таким образом клин между соседями был вбит сверху – руководством СССР. Движение за возвращение ингушам Пригородного района не прекращалось с 50-х. Ходатайства, письма, открытые выступления ингушских партийных лидеров и интеллигенции в 1957-м, 1972-1973 годах отчасти смягчили ситуацию: границы района были изменены, в 70-х ингушский язык зазвучал в школах, на радио и телевидении.
В начале 80-х тлеющее недовольство вылилось в череду народных волнений. 24–26 октября 1981 года в Орджоникидзе, как тогда назывался Владикавказ, похороны таксиста, осетина по национальности, убитого ингушом, переросли в массовые беспорядки, для подавления которых в город ввели войска.
В марте 1990-го в ответ на возобновившиеся выступления ингушей комиссия при Совете национальностей Верховного Совета СССР признала территориальные притязания ингушей обоснованными. Это вызвало возмущение осетин: 24 мая на митинг протеста в Орджоникидзе вышли 100 000 человек.
20 апреля, после того как в стычке ингушей с осетинской милицией был убит один человек и несколько ранены, во Владикавказе и Пригородном районе ввели чрезвычайное положение, действовавшее до осени 1992-го. А вышедший закон «О реабилитации репрессированных народов», легитимизировавший обратную передачу отобранных территорий ингушам, лишь разжег страсти.
В начале ноября 1991-го на III съезде ингушского народа вице-президент РСФСР А. В. Руцкой пообещал лично разобраться с вопросом о спорных землях. 12-го и 21 ноября в селах Эльхотово и Тарском были убиты еще несколько осетинских милиционеров.
Конфликт лишь обострился после того, как вместе с СССР прекратила свое существование и Чечено-Ингушская АССР, распавшись на Ингушскую республику в составе РФ и Чечню. У Ингушетии, несмотря на закон «О реабилитациии», остались прежние, то есть послевоенные границы.
В октябре 1992-го в череде убийств ингушей в Пригородном районе самым вопиющим событием стала гибель 13-летней девочки под осетинским БТРом. Ингушские депутаты решили создать добровольческие отряды самообороны, в ответ на что осетинское правительство пригрозило введением гвардии.
Попытки Верховного Совета РФ урегулировать конфликт оказались тщетными. В ночь на 31 октября начались боевые действия с пулеметной стрельбой и захватом заложников и сопутствующие им грабежи и погромы. 1 ноября по приказу Ельцина в Пригородный район вошли войска общей численностью около 68 тысяч человек. На следующий день в Северной Осетии и Ингушетии было введено чрезвычайное положение.
Несколько дней вооруженных столкновений стоили, по разным источникам, от 583 до 608 жизней. Более 200 человек пропали без вести, более 900 были ранены. Подавляющее большинство жертв были ингушами. Выжившие спешно бежали в Ингушетию. 13 из 15 сел Пригородного района, где жили ингуши, были уничтожены.
Убийства и похищения продолжались и после событий осени 1992-го. В последующие годы конфликт тихо тлел, иногда снова разгораясь. Не исчерпан он и до сих пор, несмотря на многочисленные попытки его мирного урегулирования и подписанные соглашения.
Помимо территориальных распрей, между осетинами и ингушами существует и более мирное соперничество – за право считаться потомками полулегендарных аланов, когда-то изгнавших римлян из Африки и расселившихся едва ли не по всему миру. За эту честь борются и другие народы Кавказа, например, чеченцы и балкарцы, но пока что официально присоединить топоним «Алания» к своему названию удалось только Республике Северная Осетия.
Кабардинцы и балкарцы
Далеко не настолько острые, но все же напряженные отношения издавна сохраняются в Кабардино-Балкарской Республике, граничащей на востоке с Северной Осетией – Аланией.
Причины этой напряженности отчасти также вызваны действиями советской власти. В марте 1944 года балкарцы были депортированы в Казахстан, а Кабардино-Балкарская АО реорганизована в Кабардинскую АССР. Разрешив балкарцам вернуться на родину и инициировав создание Кабардино-Балкарской АССР, Н. С. Хрущев, однако, взял с каждого взрослого возвращающегося подписку о том, что он не имеет претензий на бывший дом и прочее оставленное не по своей воле имущество.
«Наследниками» ссыльных по преимуществу стали не кабардинцы – в дома, отнятые у балкарцев, по распоряжению Берии в основном заселялись приезжие из Грузии. И все же память о пережитой трагедии в какой-то мере остается камнем преткновения в отношениях между двумя народами, хотя главные причины взаимонепонимания лежат в исторически сложившихся культурных и социальных различиях.
Кабардинцы этнически близки к черкесам и адыгейцам и составляют вместе с ними общность адыгэ. Балкарцы – тюркоязычный народ, родственный карачаевцам.
Также играют роль политические причины: местные элиты формируются в основном из числа кабардинцев. Кабардинцы же занимают с 1992 года пост главы (вначале именовавшегося президентом) Кабардино-Балкарской Республики. Это усиливает у балкарцев самоощущение «граждан второго сорта».
Еще в 1990 году балкарцы избрали собственное правительство. В 1996-м они потребовали отделения балкарских территорий и создания Балкарской Республики, но вопрос не решен и поныне.
Карачаевцы и черкесы
Если Российская империя подвергла депортации адыгэ – кабардинцев и черкесов, которых сочла опасными по окончании в 1864 году Кавказской войны, - то советская власть поступила аналогично с их соседями – балкарами и карачаевцами.
Однако и в этом случае причины распространенной между представителями живущих бок о бок народов неприязни следует искать, скорее, в разнице укладов и в политической подоплеке.
Последнее наглядно было продемонстрировано в 1999 году, когда выборы главы Карачаево-Черкесской Республики едва не вылились в гражданскую войну. В первом туре одержал победу кандидат-черкес мэр Черкесска Станислав Дерев. Но во втором туре его с огромным перевесом обошел карачаевец советник министра обороны и экс-главнокомандующий сухопутными войсками России, генерал Владимир Семенов.
Выборы проходили под аккомпанемент терактов, поджогов избирательных штабов и нападений на активистов. После второго тура черкесы, заподозрив нечистую игру карачаевцев, а заодно и «руку Москвы», организовали бессрочный митинг с требованием отмены итогов выборов и создания Черкесской Республики.
Это стало стартом к началу волнений, длившихся с 17 мая по 14 сентября и сопровождавшихся введением ОМОНа и внутренних войск. В результате пост главы республики все же занял Семенов.
На бытовом уровне соперничество сохраняется даже в деталях, которые человеку со стороны показались бы не стоящим внимания пустяком. Так, карачаевцы и черкесы оспаривают друг у друга исконную принадлежность любимого обоими народами старинного танца, который первый называют тюз тепсеу, а вторые – къяфа.
Аслан Куазо – Как ни странно покажется для непосвящённого в местные нюансы, ингуши имели раньше и в чём-то сохранили поныне больше схожего с осетинами, нежели с «близкородственными» чеченцами – будь-то в культуре быта, родовых отношениях, в чём-то другом. Кто на кого больше повлиял, и кто что у кого больше перенял – другая тема. Чеченцы, если исключить языковое родство с ингушами, формы религиозной обрядовости (перенятые ингушами у чеченцев) и некоторые фольклорные моменты, больше имеют схожестей и совпадений с культурами соседних им дагестанских народов.