27/08/19

Какие немецкие самолёты советским асам было легче всего сбить

Специальных исследований о том, какие самолёты люфтваффе советским лётчикам сбивать было легче, никто не проводил. Однако общие выводы сделать не так трудно, изучая труды современных историков авиации, таких как Михаил Зефиров или Майкл Хольм, мемуары лётчиков Второй мировой войны и данные по использованию конкретных типов немецких самолётов.

«Костыли» и «Рамы»

В числе первых самолётов, сбитых советскими истребителями 22 июня 1941 года, был немецкий разведчик Hs.126. Основной ближний разведчик люфтваффе, получивший в Красной армии прозвище «костыль», который успешно действовал в начале Второй мировой войны, на Восточном фронте нёс большие потери.

Поскольку разведчики в начале войны действовали в одиночку, без истребительного прикрытия, то пилотам «костылей» приходилось рассчитывать лишь на собственный пулемёт и маневренные качества своего самолёта. Надо сказать, что советские пилоты отмечали высокую живучесть Hs.126. Самолёт был очень вёрткий, попасть в него было сложно, а чтобы сбить, надо было практически изрешетить всего. Но расправиться с одиночным разведчиком паре советских истребителей даже самых старых конструкций обычно удавалось. Немцам приходилось прикрывать разведчики истребителями, что существенно распыляло их силы.

Сменивший разведчик «Хеншеля» двухмоторный FW.189 оказался более живуч. В Красной армии самолёт получил прозвище «Рама» за характерную внешность, и в первые месяцы своего появления на фронте потерь вообще не имел. Во многом это достигалось благодаря постам наземной разведки, которые заранее сообщали о появлении советских истребителей. Маневренность «Рамы» была лучше, чем у Hs.126, да и двухмоторный самолёт сбить труднее. Бывали случаи, когда FW.189 возвращался на аэродром даже после тарана. В любом случае, немцам приходилось и «Рамы» прикрывать своими истребителями, что тоже не спасло их от потерь.

«Символ блицкрига», или «лаптёжник»

В «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого первый бой на протезах Алексей Маресьев ведёт с немецкими бомбардировщиками Ju.87. Автор пишет, что эти самолёты уважения у советских лётчиков не вызывали и считались лёгкой добычей, которой «неприлично хвастаться».

И действительно, пикирующий бомбардировщик Ju.87, обычно называемый «штука» (от немецкого Sturzkampfflugzeug), был грозой лишь для сухопутных войск. Пробивавший дорогу своим войскам, считавшийся «символом блицкрига», самолёт был слишком тяжёлым и неповоротливым, что делало его лёгкой добычей истребителей даже самых устаревших конструкций. Вторым прозвищем самолёта в Красной армии было «лаптёжник» за характерный внешний вид: неубирающиеся шасси, закрытые обтекателями, напоминали лапти.

От больших потерь «штуки» спасало лишь то, что летали они большими группами и всегда сопровождались истребителями. Ещё стоит отметить очень высокую выучку пилотов пикировщиков, что делало их опасным противником. Немало советских истребителей попадало под огонь пулемётов «лаптёжников». Так, в числе побед одного из самых известных немецких асов Ганса-Ульриха Руделя, летавшего на «штуке», числится семь сбитых советских истребителей, в том числе советский ас Лев Шестаков. Однако если советским истребителям удавалось прорваться к пикировщикам, то шансов уйти у немецких пилотов было крайне мало.

Его принимали за истребитель

В числе немецких самолётов, которые советским лётчикам было относительно легко сбивать, оказывается и такая машина, как FW.190. Об этом пишут и авторы многих мемуаров, и в художественной литературе. В романе Николая Чуковского «Балтийское небо» описывается, как при первой встрече с FW.190 советские лётчики легко его сбили и даже удивлялись, почему новый немецкий истребитель оказался таким слабым. Однако слабость «фоккера» (как его прозвали в Красной армии) базировалась на одном заблуждении. В подавляющем большинстве книг по истории Великой Отечественной войны написано, что истребитель FW.190 создавался для замены «мессершмитта» Bf.109. Но всё дело в том, что ни о какой замене речи и не шло. «Фоккер» разрабатывался как многоцелевой самолёт в нескольких вариантах. Так, на Западном фронте люфтваффе использовало модификации истребителей-перехватчиков для борьбы с тяжёлыми бомбардировщиками союзников.

На Восточном же фронте самыми массовыми были модификации штурмовика FW.190F и истребитель-бомбардировщика FW.190G. Истребительных модификаций FW.190A было меньше, причём и среди них также было много штурмовых и бомбардировочных вариантов. На Восточном фронте «фоккеры» на самом деле пришли не на замену «мессеру», а сменили «штуки». В битве на Курской дуге, когда «фоккеры» впервые появились массово, приняли участие 204 FW.190, из них 52 входили в состав 1-й штурмовой эскадры.

Согласно данным историка авиации Второй мировой войны Майкла Хольма и информации из справочника К. Шишкина «Вооружённые силы Германии. 1939-1945 годы», к лету 1944 года люфтваффе располагало 25-ю авиагруппами штурмовиков FW.190F и FW.190G. При этом имелось лишь 12 истребительных групп FW.190A, половина которых действовала на Западном фронте, а на Восточном в них использовались штурмовые варианты FW.190A.

При встрече с советскими истребителями «фоккеры», которые несли под фюзеляжем бомбы и ракеты, были слишком тяжелы и неповоротливы, чтобы представлять собой серьёзного противника. Стоит обратить внимание, как часто упоминается, что «истребители» FW.190 действовали в сопровождении Bf.109. Обычно одни истребители других не сопровождают, просто в данных случаях речь шла именно о штурмовиках.