Одной из важнейших (и труднейших) задач, с которой столкнулись большевики после прихода к власти, стало обеспечение жильем миллионов советских граждан. Архитекторы молодой Республики выдвигали множество оригинальных идей, часть из которых вполне нашла свое воплощение.
Дома-коммуны
Архитектор и инженер Иван Николаев одним из первых решил не только практическую, но и идеологическую задачу, создав дом-коммуну. Сейчас это дом №9 на Втором Донском проезде в Москве. Под личное пространство в таком строении отводились небольшие комнаты, где жильцы по сути только спали. Все остальное время они проводили в общественных помещениях — в доме были предусмотрены общие столовые, санузлы, прачечные, зоны отдыха, библиотека и даже детский сад. Сегодня подобное устройство отчасти сохраняется в санаториях и гостиницах.
Квартиры-ячейки
Впрочем, радикальные архитектурные идеи Николаева поддерживали не все. Моисей Гинзбург предложил свое видение советского жилища «переходного типа». В его компактных (но при этом — двухуровневых) квартирах-ячейках предполагалось наличие кухни и санузла. Но при этом потолки в подсобных помещениях и спальне были всего 2,3 метра высотой, в то время как в гостиной — 3,7 м. Окна на две стороны обеспечивали хорошее освещение и вентиляцию. А перепад высоты в разных помещениях компенсировался за счет расположения квартир друг над другом по принципу тетриса. Всего было построено шесть таких зданий. Одно из наиболее известных — это дом Наркомфина на Новинском бульваре.
Пластиковые дома-конструкторы
В начале 1960-х советская промышленность стала осваивать новые материалы. Тогда архитектором Алексеем Щербенком и инженером Леонидом Левинским была предложена концепция индивидуального дома из пластиковых стеноблоков. Такой дом при площади, сравнимой с квартирой в хрущевке, обходился почти в четыре раза дешевле. Но проект в серию не пошел из-за сложности обслуживания коммуникаций и «идеологической неправильности» — все-таки ставка в СССР делалась на коллективизм, а не на индивидуализм.
Сегодня даже немного жаль, что смелые идеи советских архитекторов в конце концов вылились в банальные хрущевки с малогабаритными квартирами. Все вышло, как в заставке к фильму «Ирония судьбы». Хотя стоит признать, что в 1960-х массовое строительство панельных пятиэтажек во многом помогло решить извечный квартирный вопрос.