11/12/19

Какие пленные немцы остались в СССР после освобождения

К концу Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось больше 2 миллионов военнопленных – немцев и их союзников. Основным их занятием до возвращения на родину был труд по восстановлению разрушенного войной советского хозяйства. До 1950 года они строили дома и железные дороги, добывали уголь и работали на урановых рудниках. Однако в свободные часы в лагерях немецкие пленные успевали развлечься. Чем же был наполнен их досуг?

Досуг в лагерях

Значительное внимание в лагерях для иностранных военнопленных уделялось проведению культурно-массовых мероприятий. Они расценивались властями как способ «перевоспитания» вчерашних «фашистов» и распространения коммунистической идеологии.

Во многих лагерях, как пишет историк из Удмуртии Дмитрий Перевощиков, на «отдых и культурные развлечения» выделялось чуть меньше двух часов в сутки – с 20:40 до 22:30.

С разрешения ГУПВИ (Главного управления по делам военнопленных и интернированных) создавались клубы и библиотеки, показывались спектакли, демонстрировались пропагандистские и художественные фильмы (советские и трофейные). Например, в удмуртском лагере No371, по данным исследователя, имелись кружки по интересам – литературные, драматические, шахматные, хоровые, кружки для изучающих иностранные языки.

Конечно, из-за лингвистического барьера проведение мероприятий было невозможно без участия самих немцев. Периодически устраивались общелагерные смотры самодеятельности, и наиболее талантливые из бывших солдат Третьего Рейха вливались в состав театральных и музыкальных коллективов. Силами пленных выпускались антифашистские стенгазеты. Руководство МВД СССР освободило организаторов культурно-массовых мероприятий из числа пленных от физических работ и платило им по 100 рублей в месяц – столько же, сколько задейстованным на производстве.

Иногда в лагерях проводились совместные мероприятия с персоналом, например, танцевальные вечера для сотрудников, где присутствовали и пленные.

Летом пленные уделяли время спорту – играли в футбол, занимались лёгкой атлетикой.

— Мы проезжали мимо лагеря в выходные тёплые солнечные дни. У пленных тоже был выходной. Через забор было хорошо видно, что делалось на его территории. Почти что все его обитатели были на улице. Кто-то просто загорал, кто-то играл в волейбол, кто-то играл в вынесенный на улицу бильярд, — вспоминала одна из жительниц Петрозаводска.

Для немцев, оставивших свои семьи на родине, большое значение имела переписка с родными. В письмах домой они подробно описывали свой быт и условия содержания.

Любовные связи

Большинство военнопленных предпочитало не вступать в контакты с жителями окрестных населённых пунктов. Тем более, что для последних общение с пленными было рискованным – оно расценивалось властями как «преступная связь».

Исследователь Людмила Вавулинская приводит высказывание начальника одного из лагерей, который, по его словам, не был «против того, чтобы отпустить желающих в город» — но таких было мало.

Хотя пленные предпочитали по большей части проводить досуг в лагере, некоторые из расконвоированных все же знакомились с местными женщинами. Порой это перерастало в романы. Случалось, что немецкие мужчины вступали в половые контакты с медсёстрами, врачами женского пола и другими сотрудницами лагерей. Если о подобных фактах становилось известно, они пресекались, проводилось расследование. Примечательно, что некоторые военнопленные после освобождения остались в районах, где располагались их лагеря, и создали здесь семьи.

В отличие от нацистов, предельно жестоко обращавшихся с пленными русскими солдатами, власти СССР создали немцам приемлемые бытовые условия – они регулярно получали вещи, продукты и медицинское обслуживание. Это позволяет ряду историков утверждать, что советские граждане в своей массе в послевоенные годы жили не лучше, чем военнопленные. Последние после пребывания в плену нередко меняли отрицательное отношение к Советскому Союзу, сформированное ранее нацистской пропагандой.