Какие «правила» существовали во время похорон в Великую Отечественную

Шутки о том, что в армии регламентированы и предусмотрены все вещи и ситуации, на самом деле недалеки от истины. Взять, например, тему захоронения погибших военнослужащих. В РККА существовал соответствующий документ. 

Регламентированный порядок

Еще до начала войны, в марте 1941 года, приказ Наркома обороны СССР установил четкую процедуру погребения. Этим занимались специальные похоронные команды, в чьи обязанности входил сбор документов, захоронение и документирование. Членам команды надлежало изъять у погибших красноармейские книжки, партийные и комсомольские билеты, а главное — солдатские медальоны. Один вкладыш из медальона отправляли для централизованного учета потерь, второй — хоронили с бойцом для последующей идентификации.

Приказом предписывалось создавать братские могилы достаточной глубины с насыпным холмом. Над могилой устанавливался стандартизированный знак — полутораметровая пирамида с номером захоронения. Места всех братских могил должны были наноситься на топографические карты, а подробные описания — заноситься в похоронные книги и передаваться в архив.

Для высшего командного состава (начиная с командира полка) существовал отдельный порядок — их тела подлежали эвакуации в тыл для погребения в гробах со всеми воинскими почестями.

Суровая практика военного времени

Впрочем, с началом боевых действий утвержденный регламент в большинстве случаев оказался невыполним. В условиях катастрофических поражений и отступления РККА в 1941-1942 годах часто не было ни времени, ни ресурсов для организации должных захоронений. К тому же количество погибших было настолько велико, что местные власти и похоронные команды физически не справлялись. Это вынудило издавать отдельные приказы о создании специальных команд для санитарной зачистки полей былых сражений, главной целью которой было не увековечивание памяти, а предотвращение эпидемий.

Многие бойцы считали ношение медальона («смертника») дурной приметой и шли в бой без него. В сочетании с быстрым разложением тел и спешкой это привело к появлению огромного количества неопознанных тел. Как свидетельствуют воспоминания ветеранов, приведенные в исторической литературе, в таких условиях большой удачей считалось просто предать погибших земле. Для этого использовали воронки от снарядов, траншеи, окопы и овраги. Зимой возникала отдельная проблема с промерзшим грунтом, который приходилось взрывать.

Символика памяти

В условиях дефицита материалов и времени способы маркировки могил были предельно простыми и символичными. Вместо стандартных надгробий-пирамид использовались деревянные пилотки или каски, положенные на холмик, фанерные или картонные таблички с карандашными надписями, винтовки или штыки, воткнутые в землю. Установка христианских крестов над могилами красноармейцев не практиковалась, что соответствовало государственной атеистической идеологии того времени.

Практика немецкой армии

Вермахт, опираясь на давние военные традиции, подходил к вопросу с большим формализмом. Их похоронные команды были больше по составу, а возглавляли их офицеры или священники. При возможности немцы старались хоронить своих солдат в индивидуальных могилах, отмечая их стандартными деревянными крестами с касками и личными жетонами.

Однако на Восточном фронте, особенно в периоды затяжных боев и отступлений, немецкая армия сталкивалась с теми же проблемами — нехваткой времени и ресурсов. При этом к захоронениям советских солдат противник относился сугубо утилитарно, сваливая тела в овраги и траншеи исключительно в санитарных целях.