Украинская культура, являясь неотъемлемой частью восточнославянского мира, обладает яркой самобытностью. Близкое родство с русскими и белорусами, общность религиозных традиций и праздников (Масленицы, Пасхи, Рождества) создают прочную основу, на которой, однако, выросли уникальные обычаи, присущие именно украинцам.
Готовят «сало в шоколаде»
Хотя сало любят во многих странах, именно в Украине оно достигло статуса культурного феномена. Историки связывают это с частыми набегами кочевников, которые, будучи мусульманами, не трогали свиней. Это сделало свиноводство надежным источником пропитания, а калорийное и долгохранящееся сало стало идеальной пищей для казаков и крестьян. Сегодня этот продукт используется не только в закусках, но и в оригинальных рецептах, самым известным из которых стало «сало в шоколаде» — символ народного юмора и кулинарных экспериментов.
Выкладывают целые картины из крашеных яиц
Украинские писанки – раскрашенные и разрисованные разными орнаментами и другими изображениями яйца – это настоящие произведения искусства. Яйца к Пасхе раскрашивают, конечно же, не только украинцы. Но мы вновь сталкиваемся с тем, что обычай, общий для всех восточнославянских народов, у украинцев имеет свой, неповторимый колорит. На Украине считают, что обычай раскрашивать яйца возник гораздо раньше, чем на эти земли пришло христианство.
Русские рабыни в Золотой Орде: что монголы делали с захваченными на Руси девушками
Писанки здесь разрисовывают и для семьи, и в подарок, и для какого-то конкретного дела, есть писанки-воинские обереги, есть писанки на исцеление. Разрисовыванием писанок занимаются и дети под руководством родителей накануне домашнего празднования Пасхи, и серьезные художники в своих мастерских. А еще писанки являются не только объектами искусства сами по себе, но и материалом для создания разнообразных панно и композиций. Такие панно украшают на Украине и художественные галереи, и присутственные здания и религиозные центры.
Говорят «тю» и «шо»
Украинская речь отличается самобытностью, неповторимой экспрессией и интонационным богатством. Изумительный колорит Одессы, Харькова, Киева, других городов Украины связан во многом со своеобразием местной речи. Ее пытаются воспроизвести с разной степенью достоверности актеры, она служит неистощимым материалом для анекдотов и шуток, ей во многом обязаны своим обаянием персонажи Гоголя и Бабеля. Характерной особенностью этой речи являются экспрессивное восклицание «тю!», которое способно выразить всю гамму чувств - от разочарования и гнева до удивления и нежности. Таким же языковым маркером является бессмертный вопрос «шо?» «Шоканье» отличается от «чоканья» так же, как горилка от водки, и попросим не путать!
Любят соленый арбуз
Сегодня словосочетание «соленый арбуз» воспринимается многими как некий оксюморон. И только на Украине соленые арбузы продолжают готовить и делают это виртуозно. Арбузы здесь засаливают в бочках и банках, целиком и, порезав на кусочки. А еще делают маринованные и малосольные арбузы.
Вместо невесты могут получить …тыкву
Жениха, который приходит свататься, не принято отпускать с пустыми руками. В том случае, если девушка согласна составить счастье лихого казака, домой жених возвращается с вышитым его невестой полотенцем – рушником. А если девушка намерена отказать, то претенденту вручают тыкву - по-украински – «гарбуз». «Получить гарбуза» означает не только отказ от свадьбы, но и вообще неудачное завершение дела, возвращение с пустыми руками - облом, в общем.
«Засевают» полы в квартирах
Колядки – старинный рождественский обычай, характерный для большинства славянских (и не только славянских) народов. Но украинцы – одни из немногих, кто сумел донести до наших дней в почти неизменном виде. Не только в селах, но и в больших городах в канун Рождества молодежь, дети собираются в ватаги, наряжаются посмешнее да почуднее, берут мешок и отправляются колядовать. Песенки-колядки с пожеланиями счастья и достатка поют и под Старый Новый год. Но в этом случае они называются «щедривками» и сопровождаются обычаем «посевания». Колядующие («щедрующие») засыпают - «засевают» полы в доме зерном. Обычно это делают девочки или женщины. Поют они при этом что-нибудь в таком роде: «Сеем, веем, посеваем, счастья, радости желаем!» Получив за свои старания сладости или деньги, компания отправляется «щедровать» и засыпать пшеном другую квартиру.

