В России есть фамилии, корни которых уходят в языческие времена. Удивительно, но именно они являются сегодня одними из самых распространённых в нашей стране.
Зверьё моё
Языческими можно смело считать «животные» фамилии. Это Волков, Орлов, Медведев, Кошкин и так далее. В дохристианскую эпоху родители были уверены, что такая приставка к имени поможет ребёнку в будущем и придаст ему черты, присущие данному животному.
Так, медведь должен был даровать силу, волк – смелость, лиса – хитрость, кабан – мощь и упрямство, козёл – плодовитость, ворона – мудрость, лебедь – красоту и верность, соловей – способность хорошо петь. Нетрудно догадаться, какие позже образовались фамилии.
«Звериные» антропонимы наделяли человека защитой, верили наши предки. Например, люди с соответствующими «животными» прозвищами могли смело отправляться на охоту и не переживать по поводу встречи с хищниками. Также верили, что такое имя непременно защитит и в бою.
Как две капли воды
Кроме того, фамилии могли давать и за схожесть качеств. Например, вертлявому мужчине подходило прозвище Муха, а позже и фамилия – Мухин. Потомки человека с гусиной походкой получали фамилию Гусев. Задиристый предок становился Петухом, а его дети, соответственно, Петуховыми.
Но «звериные» фамилии могли происходить и от рода деятельности. Если профессия человека была связана с соколиной охотой, то он становился Соколовым. Рыбаки оказывались чаще всего Щукиными, Ершовыми, Окуневыми и так далее.
А вот Львовы, Лебединские, Леопардовы – это примеры «духовных» фамилий, придуманных в честь благородных животных, которым обладатели таких прозвищ хотелось соответствовать.