25/01/26

Какие социалистические страны стали врагами СССР

Советский Союз любил говорить о «нерушимом братстве» социалистических стран. На парадах в Москве маршировали колонны из Польши, ГДР, Болгарии, а плакаты провозглашали вечную дружбу народов. Но за фасадом единства скрывались глубокие противоречия. Некоторые страны, начавшие путь с красным знаменем, очень быстро или постепенно становились для Москвы если не открытыми врагами, то серьёзными противниками.
Расколы случались по разным причинам: национальные амбиции лидеров, идеологические споры, борьба за влияние в третьем мире. Самые громкие конфликты пришлись на эпоху Сталина и Хрущёва, но эхо их звучало до самого конца СССР. Югославия, Албания, Китай — эти имена стали синонимами предательства в советской пропаганде. А были и менее известные случаи, когда вчерашние союзники переходили в противоположный лагерь.

Югославия: первый разрыв с «отцом народов»

Всё началось сразу после войны. Иосип Броз Тито, партизанский вождь, освободил Югославию практически без помощи Красной Армии и сразу повёл себя независимо. Он претендовал на лидерство на Балканах, поддерживал греческих коммунистов против воли Сталина и мечтал о балканской федерации с Албанией и Болгарией.
Сталин такого не терпел. В 1948 году Коминформ принял резолюцию об «югославских ревизионистах». Югославию исключили из социалистического лагеря, советские советники уехали, экономическая помощь прекратилась. В Белграде арестовывали сталинистов, в Москве — югославских студентов. Пропаганда рисовала Тито фашистом и агентом империализма.
Отношения дошли до грани войны: на границе концентрировались войска, в югославских тюрьмах сидели тысячи «коминформовцев». Только смерть Сталина в 1953 году позволила начать потепление. Хрущёв в 1955-м приехал в Белград с извинениями, но полного возвращения в лагерь не произошло. Югославия пошла своим путём — «самоуправляемый социализм», движение неприсоединения, кредиты от Запада. Для Москвы она оставалась еретиком до конца.

Албания: маленький, но упрямый враг

Энвер Ходжа пришёл к власти при поддержке Югославии, но после разрыва Белграда с Москвой быстро переориентировался на Сталина. Албания стала самым верным сателлитом СССР в 1950-е: советские подводные лодки базировались в Влёре, страна получала огромную помощь.
Разрыв произошёл при Хрущёве. Десталинизация для Ходжи была предательством. На XXII съезде КПСС в 1961 году Чжоу Эньлай демонстративно ушёл из зала, когда критиковали Сталина, а албанцы пошли дальше. Тирана обвинила Москву в ревизионизме, СССР прекратил помощь, советские специалисты уехали.
Албания примкнула к Китаю Мао, получала от Пекина кредиты и оружие. Отношения с СССР стали враждебными: пропаганда называла советских лидеров «социал-империалистами», на границе случались инциденты. После смерти Мао и разрыва Китая с Албанией в 1978 году Ходжа остался в полном одиночестве, но до конца жизни ненавидел Москву. Маленькая страна стала для СССР символом упрямого предательства.

Китай: самый опасный раскол

Самый болезненный и масштабный конфликт. В 1950-е Китай и СССР были близкими союзниками: Москва помогала с ядерной программой, строила заводы, тысячи советских специалистов работали в КНР. Но уже при Хрущёве накопились противоречия.
Мао считал десталинизацию предательством марксизма, критиковал «мирное сосуществование» с Западом. Китай претендовал на лидерство в мировом коммунистическом движении, особенно в Азии и Африке. К 1960 году помощь прекратилась, специалисты уехали, началась идеологическая война.
Кульминация — 1969 год, пограничный конфликт на острове Даманский и в районе Джунгарских ворот. Были бои с применением артиллерии и бронетехники, сотни погибших. Мир висел на волоске: говорили о возможном ядерном ударе. Только вмешательство Косыгина и Чжоу Эньлая в пекинском аэропорту в 1969-м предотвратило большую войну.

Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию

В 1970-е Китай сблизился с США — визит Никсона в 1972 году стал ударом для Москвы. Пекин поддерживал антисоветские режимы: Пол Пота в Камбодже, УНИТА в Анголе, даже моджахедов в Афганистане. Граница была укреплена миллионами солдат с обеих сторон. Нормализация началась только при Горбачёве в 1989-м.

Румыния: независимость на грани разрыва

Николае Чаушеску вёл особую линию. Бухарест оставался в Варшавском договоре и СЭВ, но дистанцировался от Москвы. В 1968 году Румыния единственная из ОВД осудила ввод войск в Чехословакию, Чаушеску получил овации на митинге в Бухаресте.
Он развивал связи с Западом, получал кредиты от МВФ, критиковал советскую политику в третьем мире. В 1970-е Румыния отказывалась участвовать в некоторых учениях ОВД, развивала собственную военную промышленность. Москва раздражалась, но полного разрыва не допускала — Румыния всё же была буфером на юге.
Отношения оставались холодными: пропаганда иногда намекала на «румынский национализм». После 1989 года, когда режим Чаушеску пал, стало ясно — независимость была скорее позой, чем настоящим враждебным курсом.

Демократическая Кампучия: маоистский ужас против вьетнамских союзников

Пол Пот и красные кхмеры пришли к власти в 1975-м при поддержке Китая. Их режим был ультрамаоистским, с геноцидом собственного народа. СССР поддерживал Вьетнам, который имел территориальные претензии к Камбодже.
В 1978 году начались пограничные столкновения, в 1979-м вьетнамские войска при поддержке СССР свергли Пол Пота. Китай в ответ напал на Вьетнам, но безуспешно. Красные кхмеры продолжали партизанскую войну до 1990-х при поддержке Китая, США и Таиланда против просоветского правительства в Пномпене.
Для Москвы режим Пол Пота стал символом маоистского экстремизма и китайского влияния. Конфликт унёс десятки тысяч жизней и показал, как далеко зашёл раскол в социалистическом мире.