В аскетичной советской эстетике татуировка считалась пережитком буржуазного прошлого и маркером криминального мира. Однако на теле солдата она обретала иной смысл — превращалась в личную летопись, оберег и символ веры. История армейской наколки в СССР — это история войн, идеологии и простого человеческого желания оставить след.
От императорского дракона к красноармейской звезде
Мода на татуировки пришла в Россию на рубеже XIX–XX веков, достигнув даже императорского двора. Но настоящая народная история нательных рисунков началась в окопах. Многие будущие красноармейцы пришли из рядов Русской императорской армии, уже украшенные символами Первой мировой. В хаосе Гражданской войны наколка стала способом скоротать время, отвлечься от ужаса и закрепить убеждения.
Самый популярный мотив того времени — пятиконечная звезда на левой руке. Это был не только идеологический символ, но и знак простоты: нарисовать её мог даже новичок в тату-деле. Реже, но встречались и сложные композиции: лихой всадник-будёновец с красным знаменем или «Адамова голова» (череп с костями) — символ бесстрашия, который чаще ассоциировался с белогвардейцами и анархистами.
Межвоенный период
В 1930-е годы, когда в лагерях ГУЛАГа формировался сложный язык воровских татуировок, армейские наколки оставались простыми и функциональными. Они не несли строгой иерархии, а скорее рассказывали о службе. Солдаты накалывали:
Эмблемы родов войск (якоря, танки, самолёты).
Символику своих частей (гербы, флаги).
Простые надписи — имена, инициалы, годы службы.
Идеологические символы — серп и молот, аббревиатуру ВКП(б).

Это был своеобразный «форменный знак» на коже, личная идентификация в большой армейской машине.
Великая Отечественная
Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть
Согласно второй версии, широкому распространению татуировок среди красноармейцев поспособствовало появление на фронте военнослужащих, отбывавших наказание в местах лишения свободы. Уголовники и прочие зеки воевали в составе штрафных батальонов Красной армии. Вполне вероятно, что некоторые их «понятия» перекочевали в армейскую среду. Скорее всего, правдивы оба варианта.
Примечательно, что по сравнению с 1930-ми годами, смысловое наполнение солдатской татуировки увеличивается. Часто наколки делали в память о боях, в которых принимали участие. К примеру, известна татуировка по теме обороны Севастополя – орел, который держит в своих лапах пушку.
В целом получают распространение патриотические наколки, подчеркивающие веру в победу и верность советской родине. Встречались также татуировки с изображением вождей партии – Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Скорее всего, в армейскую среду они были привнесены зеками-штрафниками. Известно, что заключенные в лагерях рисовали их на груди, наивно полагая, что в случае чего стрелять в вождей надзиратели и чекисты не посмеют.

