27/08/25

Какие татуировки носили русичи до Крещения

Татуировки – многовековая традиция, уходящая корнями в глубокую древность. Многие ошибочно полагают, что мода на нательные рисунки распространилась по миру исключительно благодаря народам Океании. На самом деле, как писал Чарльз Дарвин, практически каждый народ в истории человечества так или иначе практиковал подобное искусство. Россия, с ее огромной территорией и разнообразием культур, не стала исключением.

Древние корни

Доказательства существования татуировок в древности крайне редки, ведь органические ткани человеческого тела сохраняются лишь в исключительных условиях. Однако археологические находки все же дают нам возможность заглянуть в далекое прошлое. Одним из самых ярких примеров является знаменитая «принцесса Укока» – мумия, найденная на Алтае. Ее тело, возрастом 2 300 – 2 500 лет, было покрыто сложными орнаментами. Вероятно, они имели не только эстетическое, но и сакральное значение, связанное с верованиями ее народа.

Алтай – не единственный регион России, где найдены свидетельства древних традиций татуировки. Изучение культур народов Дальнего Востока — чукчей, коряков, тунгусов и айнов — подтверждает, что ритуал нанесения рисунков на тело был здесь широко распространен. Например, у чукчей существовала богатая традиция защитных татуировок, которые, по свидетельству исследователей, считались древними еще в XVIII веке. Однако установить точный возраст этой традиции сложно, так как чукчи практически не контактировали с народами, обладающими письменностью, до прихода русских.

Особого внимания заслуживают айны, которые ранее населяли территории современной Камчатки и Хабаровского края. Их культура татуировок, по мнению некоторых ученых, насчитывает около 10 тысяч лет. Одним из самых известных элементов айнской татуировки является так называемый «губной татуаж» у женщин, напоминающий улыбку Джокера. Его можно увидеть даже на айнских идолах эпохи неолита, что подтверждает древность традиции. Считается, что именно айны распространили ритуал татуирования среди других народов Дальнего Востока.

Татуировки в языческой и раннесредневековой Руси

Татуировки часто ассоциируются с языческими верованиями, и это подтверждается многочисленными историческими источниками. Древнегреческие авторы упоминали о нательных рисунках у германцев и галлов, хотя остается неясным, были ли это постоянные татуировки или временные изображения. На территории Древней Руси также существовала традиция украшать тело рисунками, но прямых доказательств этому крайне мало.

Одним из уникальных свидетельств является описание арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана, который в X веке посетил земли русов. В своей «Книге о путешествии на Волгу» он писал: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам 676 и расположились у реки Атыл . Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они… И от края ногтей иного из них до его шеи имеется собрание деревьев, изображений и тому подобного».

Однако с принятием христианства в X веке традиция татуировок на Руси начала угасать. Библейские тексты осуждали нанесение долговечных рисунков на тело, считая это языческой практикой. Христианские, исламские и иудейские богословы также выступали против татуировок, что способствовало их постепенному исчезновению.

Возрождение татуировок

Современная история татуировок в России начинается с эпохи Петра I. В это время тату перестали быть исключительно ритуальным или сакральным элементом и приобрели более утилитарный характер. Например, моряки, путешествующие за границу, перенимали эту традицию у других народов. Татуировки стали своего рода «визитной карточкой» мореплавателей, символизируя их принадлежность к определенной профессии или достижения.

Кроме того, в XVIII-XIX веках тату начали использоваться в карательных целях. Наказанных преступников помечали специальными знаками, чтобы их можно было легко идентифицировать. Этот аспект внес существенный негативный оттенок в восприятие тату российским обществом.

Сегодня татуировки в России переживают настоящий ренессанс. Они стали частью массовой культуры и способом самовыражения. Современные мастера создают настоящие произведения искусства, используя как традиционные мотивы, так и современные техники. Интерес к этническим татуировкам также возрождается.