В 1943 году в РККА были сформированы так называемые «трофейные бригады». В их задачу входил сбор, учет, хранение и распределение вооружения, обмундирования, боеприпасов и прочего имущества, оставленного войсками противника или частями Красной Армии. Ранее с подобными функциями красноармейцы вполне справлялись и самостоятельно, хотя уставом использование трофейного оружия или обмундирования было запрещено.
Трофейная техника
Даже после 1943 года, когда СССР уже в целом справился с дефицитом бронетехники и артиллерии первых военных лет, страна все еще испытывала недостаток металла. Поэтому захваченные у врага машины и пушки всегда ценились высоко. Историк Александр Самсонов в своем исследовании «Деньги от Сталина» рассказывает, что красноармейцы получали денежное вознаграждение (от 200 до 500 рублей – в зависимости от звания, должности и рода войск) не только за каждый уничтоженный танк или пушку, но и за захваченную технику.
Причем за трофей платили в 3-5 раз больше – ведь технику можно было использовать и в борьбе с врагом, если она была на ходу и в наличии были снаряды (кстати, это было одной из причин формирования специальных трофейных команд). За новые образцы, которые отправляли на полигоны для изучения трофейной техники, премировали отдельно. Но самым ценным трофеем до конца войны оставалась своя бронетехника. За отбитый обратно у врага или починенный и эвакуированный с поля боя танк можно было получить до 5000 рублей. Оно и понятно – в эксплуатации свои машины были удобнее, привычнее и дешевле.
Трофейное ручное оружие
Нельзя сказать, что в РККА немецкое стрелковое оружие сильно любили: по своим характеристикам оно либо соответствовало, либо уступало советским аналогам. Но в качестве трофеев его все же брали, особенно в первые годы войны, когда остро ощущался «оружейный голод» — значительная часть советского оружия была потеряна на складах, в котлах, при отступлении.
Одним из наиболее желанных вражеских трофеев у красноармейцев были немецкие пистолеты. Ведь в РККА таким оружием снабжали только командный состав, а в войсках вермахта пистолеты были у артиллеристов, пулеметчиков, водителей. Трофейный Mauser C96 был заветной мечтой советских разведчиков, снабженцев, медсестер и кинооператоров.
Любили красноармейцы и немецкие пулеметы. К середине войны трофейный МG-34/42 имелся практически в каждой части – этому способствовала его ремонтопригодность, надежность и маневренность, по которым он превосходил и «Максима» и «Дегтярева».
Вундерваффе – гранатометы
В РККА гранатометов не было, поэтому наши солдаты и офицеры воспринимали их как настоящее чудо. Они хорошо себя зарекомендовали против техники и укреплений, тем более что в конце войны сильно сдавшие в плане боевого духа немцы массово бросали их на поле боя. Василий Иванович Чуйков в своих мемуарах рассказывал, что фаустпатронами в его армии были вооружены все бронебойщики. Что не удивительно, ведь по статистике более половины всех гранатометов, выпущенных немецкой промышленностью, стали советскими трофеями.