Какие Великие стройки Сталина прервала Великая Отечественная

В марте 1939 года съезд Всесоюзной коммунистической партии большевиков утвердил план третьей по счёту пятилетки в СССР – на 1938-1942 годы. Перед страной была поставлена грандиозная цель – догнать капиталистические страны по производству продукции на душу населения, а для этого, в первую очередь, необходимы были заводы и инфраструктура, обеспечивающие развитие. Союз превратился в грандиозную стройку и, благодаря усилиям советского народа, вполне справлялся с поставленной задачей, пока не нагрянула война, изменившая всё.

Догнать и перегнать

В первые десятилетия существования СССР сделал внушительный рывок. За счёт индустриализации страна по объёму валового внутреннего продукта и производства промышленности превратилась в ведущее государство Европы. С 1928 по 1940 годы ВНП государства вырос, по некоторым оценкам, более чем на 60 процентов, однако структурно развитие экономики было скорее количественным, нежели  качественным.

«Несмотря на успешное выполнение первой и второй пятилетки, несмотря на рекордные темпы развития социалистической промышленности, несмотря на то, что «по технике производства промышленность СССР перегнала передовые капиталистические страны», в экономическом отношении СССР еще не догнал наиболее развитые капиталистические страны», – говорилось в докладе Государственной плановой комиссии при Совнаркоме.

Третья пятилетка, по задумке советского руководства, должна была изменить этот перекос.

Так, хотя и была поставлена задача увеличить объём промышленной продукции почти в два раза – на 88 процентов, упор делался на увеличении выпуска легированных и высококачественных сталей, лёгких и цветных металлов, точного оборудования. Параллельно принимались меры по развитию химической промышленности и химизации – ведь стояла задача увеличить в 1,5 раза производство продукции сельского хозяйства. Также планировалось создать новые отрасли промышленности, основанные на органическом синтезе.

Особое внимание было уделено комплексной механизации, в СССР даже осуществлялись первые попытки автоматизации производства.

«В третьей пятилетке должна быть значительно увеличена продукция станкостроения и расширен ассортимент производимых станков, преодолено относительное отставание энергетического и химического машиностроения от всё растущих потребностей народного хозяйства, резко усилено производство оборудования для легкой промышленности, обеспечено завершение комплексной механизации трудоёмких отраслей, завершена комплексная механизация сельскохозяйственного производства, проведена дальнейшая глубокая реконструкция железнодорожного и водного транспорта. Всё это в огромной мере увеличивает объём машиноснабжения народного хозяйства СССР», — сказано в докладе.

Помимо прочего, стояла задача создать государственные и мобилизационные резервы.

«При росте в 1942 году фонда потребления в народном доходе в 1,6 раза, фонда накопления (без резервов) в 1,7 должно быть достигнуто возрастание резервов в народном хозяйстве более чем в три раза», — отмечается в плане.

Вместе с тем намечалось повышение удельного веса государственных резервов в народном доходе в два раза.

«Ни один план не переживает встречи с противником»

Начало Второй мировой войны кардинально повлияло на замыслы советских властей. Укрепление обороноспособности СССР, очевидно необходимое, особенно после заключения в 1938 году европейскими странами с Гитлером Мюнхенского соглашения, учитывалось в планах третьей пятилетки. Однако завершение всех реформ было намечено на 1942 год, поэтому начало конфликта заставило руководство форсировать события – естественно, в ущерб других отраслям.

Расходы на оборону пришлось резко увеличить: во второй пятилетке их доля в государственном бюджете равнялась 12,7 процента, в 1939 году – уже 25,4 процента, а в 1941 году — 43,4 процента. Мощности, которые ранее хотели использовать для выпуска условных станков, пришлось перенаправить на выпуск оружия.

Более того, война вынудила активнее менять географию производства в СССР. До начала третьей пятилетки практически все основные заводы располагались на западе страны, большей частью в Северо-Западном и Центральном районах РСФСР, а также на Украине – в условной досягаемости от гипотетических врагов. Чтобы уменьшить уязвимость экономики, началось ускоренное строительство оборонных заводов-дублеров в Поволжье, на Урале и в Сибири. Причём, теперь строили не гигантские предприятия, а средних размеров. Это позволяло сократить сроки строительства и ввода в действие производственных мощностей.

В итоге за время третьей пятилетки было построено порядка 2900 заводов. В их числе Магнитогорский металлургический комбинат, «Азовсталь», «Запорожсталь», Криворожский, Ново-Тагильский комбинаты, Амурский, Петрово-Забайкальский заводы.

Однако далеко не все проекты удалось воплотить в жизнь. Так, война прервала строительство грандиозного каскада электростанций «Большая Волга». Не получилось реализовать и ещё более масштабный проект – Дворец Советов в Москве. Здание, которое хотели построить на месте Храма Христа Спасителя, должно было стать центром новой советской столицы и самым высоким зданием в мире. По плану, высота 100-этажного здания должна была составить 495 метров, внутри – два многотысячных зала, наверху – 100-метровая статуя Владимира Ленина.

К 1939 году закончилась укладка фундамента высотной части Дворца Советов. Однако то, что произошло со зданием после начала войны, красноречиво демонстрирует «военную» судьбу большинства грандиозных проектов третьей пятилетки: в сентябре – октябре 1941 года подготовленные для монтажа металлические конструкции использовали для изготовления противотанковых ежей для обороны Москвы. В 1942 году каркас здания пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса, которая лишила СССР угля, стальные конструкции здания пошли на строительство мостов на железной дороге, необходимой для снабжения центральных районов страны ископаемыми с севера. В 1943 году 250 тонн металла из разбираемых конструкций Дворца Советов были направлены на строительство путепровода на Волоколамском шоссе, а в 1944-м остатки стальных конструкций использовались для пролётных строений Керченского моста.