22/10/21
Daily Sabah

Какие животные лучше всего выживают в условиях войны

Война меняет человека. Эту расхожую фразу можно отнести и к животным. В военные годы для того, чтобы выжить, некоторые из них использовали свои «экстрасенсорные» способности, другие – просто адаптировались в новых условиях. Однако нельзя не отметить, что крысы и кошки, например, спасли не только свои, но немало человеческих жизней.

Крыс даже современные ученые считают одними из самых умных и выносливых животных. Как утверждает Игорь Прокопенко, автор книги «Оружие будущего. Какими будут войны нового тысячелетия?», крысы могут не спать до 20 суток, способны обходиться без воды дольше верблюдов, выдерживают высокие уровни радиации. А благодаря своим «экстрасенсорным» способностям крысам удалось выжить во время многочисленных военных конфликтов, в том числе и во время Великой Отечественной войны. В отличие от кошек и собак крысы в годы войны заполнили все вокруг и мигом утаскивали любые вещи, оставленные без присмотра. Однако крысы не только причиняли человеку неудобства, но нередко и помогали.

По словам Прокопенко, тогда люди заметили, что от бомбежек лучше прятаться там же, где и крысы. Строения, в которых скрывались эти грызуны, как правило, меньше всего страдали от авианалетов, а то и вовсе оставались невредимыми. В документальной книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», где собраны рассказы переживших Великую Отечественную войну, имеются воспоминания и о крысах. Одна женщина описывала, как тысячи крыс покидали город под Вязьмой, предчувствуя приближающуюся смерть. По словам очевидицы, это зрелище было похоже на фильм ужасов. Люди смотрели на стада грызунов, прижимаясь к стенам домов. В тот момент, когда крысы скрылись из поля зрения горожан, налетели самолеты и начался обстрел.

Аналогичными способностями, как оказалось, наделены и кошки. По крайней мере Дмитрий Куклачев в своей «Пушистой книге» пишет о том, что в годы Второй мировой войны, предчувствуя скорую бомбежку, эти домашние животные шипели, кричали, а шерсть на их спинах вставала дыбом. Некоторые кошки вообще сразу бежали по направлению к ближайшему бомбоубежищу. Известно, что на одной американской базе жил кот по кличке Даменит, который таким образом всегда предупреждал солдат о приближении нацистской авиации. Примечательно, что на самолеты своих Даменит никак не реагировал. Куклачев утверждает, что лондонская кошка Сэлли всякий раз будила свою хозяйку незадолго до вражеского налета.

Сергей Афонькин, автор издания «Кошки», считает, что кошки – вовсе не ясновидящие: скорее всего, они попросту чувствовали вибрацию задолго до того, как шум моторов становился слышен службам противовоздушной обороны. Однако этим не объясняется феноменом Даменита, который мог отличить чужих от своих. Как бы то ни было, нельзя отрицать тот факт, что кошки спасли немало человеческих жизней. Заслугу четвероногих питомцев по достоинству оценили британцы. Они учредили специальную медаль для кошек, которые сумели уберечь своих хозяев от гибели. На медали были выгравированы слова: «Мы тоже служим родине».

Прятаться в убежищах во время бомбежек научились и свиньи. Так, в своей книге «Прибыльное разведение поросят. Породы, кормление, уход» Николай Звонарев пишет, что в результате очередного авианалета поросенка ударило куском отломившейся древесины. В тот момент его хозяева находились в импровизированном убежище, вырытом прямо в земле. После этого свинья никогда не оставалась на поверхности, если люди скрывались в убежище: свинья всегда бежала следом за ними. Правда, Звонарев объясняет такое поведение животного не сверхъестественными способностями, а тем, что свиньи отлично поддаются дрессировке. Не зря же они выступают в цирках наравне с собаками и кошками.

Лошади тоже нередко удивляли своих хозяев в тяжелые военные годы. Вообще, если верить Джейн Холдернесс-Роддам, автору энциклопедии «Лошади», лошади от природы довольно пугливы. Эти животные бояться буквально всего: от собак до высоких предметов. Пугают лошадей и мертвые люди, причем до такой степени, что они, как правило, обходят покойников стороной и уж точно никогда на них не наступят. Однако во время Великой Отечественной войны поведение лошадей изменилось. Как вспоминала одна женщина, слова которой приведены на страницах книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», под Сталинградом было столько убитых, что лошади привыкли. Советские граждане собирали тела своих, а вот черепа и кости немцев хрустели под колесами лошадиных повозок.