Каких героев Великой Отечественной войны современный Гаагский трибунал объявил бы военными преступниками

Отношение Запада к советской истории всегда отличалось от картины, которую рисовала отечественная историография. Так, исходя из критериев Международного уголовного суда, некоторые действия СССР в ходе Второй мировой войны могли бы попасть под статью «военные преступления».

Враг Армии Крайова

Дважды герой Советского Союза генерал Иван Черняховский был заметной фигурой во время Великой Отечественной войны. В частности, вверенные ему войска участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Прибалтики и Польши. Самому молодому командующему фронтом пророчили большое будущее, однако его жизнь оборвал трагический случай. 18 февраля 1945 года в Восточной Пруссии при инспектировании боеготовности вверенных ему частей он был смертельно ранен осколком артиллерийского снаряда.

Относительно смерти Черняховского возникло много слухов. Говорили и о заговоре в рядах РККА, и о мести со стороны поляков. Именно в Польше после окончания войны о талантливом полководце осталась не очень добрая помять, и на то были причины. Польские власти обвиняли советского генерала в преступлениях против Армии Крайовой. Речь о боевой организации польского Сопротивления, с одной стороны воевавшей против гитлеровской Германии, с другой – мешавшей продвижению частей Красной Армии на Запад.

Вина генерала Черняховского, по мнению польской стороны, в том, что он причастен к аресту и депортации семи тысяч военных, входивших в отряды АК. История этого события такова. 6 июля 1944 года войска АК начали штурм Вильнюса, однако атаки поляков раз за разом успешно отражал немецкий корпус, оборонявший город. Только с подходом танковой армии генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова удалось занять столицу Литвы. А десять дней спустя командиры подразделений АК, штурмовавших Вильнюс, были доставлены к Черняховскому и немедленно арестованы. Подобное произошло в конце июля после освобождения Львова частями АК совместно с Красной Армией.

Командованию Армии Крайовой было заявлено, что Вильнюс и Львов – советские города. Поляков призвали снять с домов национальные флаги, прекратить патрулирование улиц, собрать всех военнослужащих в казармы и сложить оружие. Личному составу АК было предложено вступить в Войско Польское, не подчинившимся угрожали интернированием. Большинство поляков отказалось выполнять эти требования, за что и было отправлено в лагеря НКВД, где их приговорили к различным срокам лишения свободы – от 5 до 20 лет.

Советские генералы мотивировали санкции в отношении членов АК тем, что они «вели себя подозрительно и везде действовали против интересов Красной Армии». Согласно данным Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР, всего было арестовано свыше 7400 солдат и офицеров АК, а также более 25 000 сочувствующих им. Впоследствии многие из них умерли ГУЛАГе.

В 2013 году бургомистр города Пененжно (в прошлом Мельзак), Казимеж Кейдо, заявил о намерении снести памятник Черняховскому, мотивируя это тем, что «полякам не нужны символы коммунизма». Через год Совет Пененжно поддержал идею градоначальника и проголосовал за снос монумента освободителю Польши.

«Атака века»

Капитан III ранга Александр Маринеско не раз попадал в скандальные истории. В начале 1945 года его даже хотели отдать под трибунал за самовольное оставление корабля в боевой обстановке. Однако в последний момент командование Балтийским флотом все же позволило строптивому подводнику искупить свою вину. И в боевом походе Мариненко оправдал доверие. 30 января 1945 года им был потоплен 9-палубный океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», а 10 февраля пущен на дно санитарный транспорт «Генерал Штойбен».

Несмотря на то, что советская пресса была в восторге от подвига Маринеско (в частности, отмечали, что капитан вместе с «Вильгельмом Густлоффом» отправил в мир иной цвет германского подводного флота, генералов и высокопоставленных чиновников), советское командование не удостоило подводника награды. Видимо там понимали какой в действительности груз везли германские транспортники.

По данным историков, на «Густлоффе» кроме курсантов-подводников и женщин из состава вспомогательного морского корпуса находились 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев – преимущественно дети, женщины и старики. Только детей в ледяной воде погибло не менее 3000. На «Генерале Штойбене» перевозили 2680 раненых солдат и офицеров рейха, 270 представителей медперсонала и около 900 беженцев.

Многие в Германии до сих пор считают «атаку века» военным преступлением, достойным трибунала, сравнивая ее с бомбардировкой союзной авиацией Дрездена. Хотя часть немецких историков находит возможность оправдать действия Маринеско. Так, исследователь Гейнц Шён, пишет, что оба лайнера шли без опознавательных знаков, а поэтому в боевой обстановке представляли собой военную цель.

Об Александре Маринеско в СССР не вспоминали вплоть до его смерти в ноябре 1963 года. Но и в дальнейшем его имя оказалось под запретом. Капитана реабилитировали только в 1990 году: 5 мая Указом Президента СССР Михаила Горбачева командиру Краснознаменной подводной лодки С-13 присвоили звание Героя Советского Союза.

«Катынское дело»

Летом 1953 года некогда всесильный Лаврентий Берия был обвинен в моральном разложении, злоупотреблении властью, фальсификации тысяч уголовных дел, лишен всех званий и впоследствии расстрелян. Однако на Западе бывшего министра госбезопасности и маршала СССР обвиняли в совершенно других преступлениях. Они связаны с событиями весны 1940 года.

После раздела Польши между Германией и СССР, который осуществлялся осенью 1939 года согласно секретному дополнительном протоколу пакта Молотова-Риббентропа, почти полмиллиона поляков оказалось в руках НКВД. Все эти, с точки зрения Москвы, «неблагонадежные лица», стремились к восстановлению былого величия Польши. Позднее большинство из них были переданы германским властям, оставшуюся часть отправили на принудительные работы (рядовых и младших командиров) и в концентрационные лагеря (офицерский состав, жандармов и полицейских).

Содержать за свой счет польских националистов у руководства партии не было ни малейшего желания, но и отпускать их было опасно. Тогда Берия предложил Политбюро свой вариант решения проблемы: «Дела 14 700 человек бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов и 11 000 человек членов различных контрреволюционных шпионских и диверсионных организаций рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания – расстрела». Инициатива Берии была одобрена политической элитой СССР. В апреле-мае 1940 года по решению «тройки» НКВД СССР почти все пленные поляки, содержавшиеся в советских тюрьмах и лагерях, были казнены.

Расстрелы производились в лесу под Катынью, в тюрьмах Калинина и Харькова, а также в поселке Медное под Тверью. Всего, согласно данным председателя КГБ СССР Александра Шелепина, предоставленных советскому руководству в 1959 году, было ликвидировано 21 857 пленных польских граждан.

В СССР долго отказывались признавать свою причастность к расстрелам польских офицеров, ссылаясь на расследование комиссии Николая Бурденко, согласно которой казни совершили немецкие оккупационные войска. Правда это расследование касалось лишь жертв, обнаруженных в катынском лесу. Интересно, что на Нюрнбергском трибунале представители СССР пытались привлечь к ответственности за Катынский расстрел сидящую на скамье подсудимых верхушку рейха, но комиссия сочла их доводы неубедительными. Только в 1990 году руководство Советского Союза официально признало вину за массовые расстрелы поляков весной 1940 года.

В ноябре 2010 года уже Госдума РФ приняла заявление «О Катынской трагедии и её жертвах», в котором отмечалось, что за массовый расстрел польских граждан в Катыни ответствен сталинский режим. Позднее глава российского МИДа, Сергей Лавров, сообщал, что Россия готова вести диалог с Варшавой и родственниками погибших польских офицеров следуя нормам правового поля. В апреле 2012 года Европейский суд по правам человека классифицировал «катынскую трагедию» как «военное преступление».