29/04/19

Каким будет НАТО, если организацию покинут США

C момента избрания на пост президента Дональда Трампа не покидает идея реформировать мировую геополитику, подчинив ее экономическим и политическим интересам своей страны. Важным шагом в этом направлении, по мнению Трампа, станет выход США из Североатлантического альянса. Об этом еще в 2018 году заявляли все крупные американские издания. Глава Белого дома объясняет свое намерение скупостью европейских партнеров, которые не хотят увеличивать свой вклад в общую копилку НАТО.

США, как главный инициатор создания Североатлантического альянса, всегда нес на себе основное бремя расходов по содержанию этой организации. По данным за 2018 год, доля США в $946-миллиардном бюджете НАТО составляет $693 миллиарда. Да, тот факт, что Альянс на 2/3 финансируется Соединенными Штатами дает им право определять направление его политики. Но Трампу этого недостаточно – пришло время собирать камни. В Трампе заговорил прежде всего бизнесмен, который любит считать деньги.

На саммите НАТО, проходившем в июле 2018 года, глава Белого дома поставил довольно высокую планку перед союзниками, потребовав, чтобы их вклад в оборону составлял не 2% от ВВП, как раньше, а 4%. Учитывая, что бюджеты европейских стран принимают парламенты, в которых многие депутаты ратуют за повышения финансирования науки или здравоохранения, сильно надеяться на увеличение оборонных расходов не приходится.

Кроме того, Трамп выражает озабоченность тем, что многие европейские партнеры, в первую очередь Германия, участвуют в сделке с Россией по «Северному потоку-2». Другими словами, пока США обеспечивают безопасность Европы, некоторые ее страны зарабатывают на контрактах с потенциальным противником Альянса!
Что же произойдет, если США так и не придут к консенсусу с союзниками по НАТО в Европе и выйдут из блока? Многие эксперты предрекают крах этой военно-политической организации, что только сыграет на руку ее врагам. Не будет дамоклова меча, который угрожающе висел с 1949 года сначала на Советским Союзом, а затем и над Россией.

Сегодня под ружьем Альянса находится примерно 3,5 млн. человек, почти 1,5 млн. из них – американские военные. Да, конечно 2 миллиона – заметно больше, чем 800-тысячные вооруженные силы РФ, и совокупный венный бюджет европейских стран НАТО будет значительно превышать российский: $253 млрд против $46 млрд. Однако, по мнению аналитиков, эти цифры мало о чем говорят. Считается, что в Европе только три относительно боеспособные армии – немецкая, французская и турецкая (британцы, далекие от европейских реалий, не в счет), остальные, вроде вооруженных сил Бельгии, Норвегии, Хорватии, Словакии, Польши, Прибалтики функционируют по принципу «продержаться до подхода американцев».

Еще в 2016 году западные военные аналитики подсчитали, что в количестве танков европейские силы Альянса уступают России в семь раз, в боевых вертолетах – в пять, в ствольной артиллерии – в четыре раза. Небольшое преимущество есть в боевых самолетах, но оно нивелируется тотальным превосходством вооруженных сил РФ в реактивных системах и средствах ПВО. Без США Европа не боеспособна.
Предрекают эксперты плохое время и для Украины в случае выхода Соединенных Штатов из соглашений по НАТО. Европейские страны, которые сейчас не горят желанием вовлекать Незалежную в орбиту военного союза, без США и подавно задвинут этот вопрос в долгий ящик. Им совершенно не хочется становиться заложником конфликта между Украиной и Россией.

В Европе не раз намекали Трампу, что собираются выстраивать независимую от США военную политику. Вслед за Меркель создание объединенных вооруженных сил Европы поддержал и Макрон. В частности, в интервью CNN французский президент выразил желание, чтобы европейские страны увеличивали свой оборонный бюджет не ради закупки американского вооружения, а для создания суверенной общеевропейской силы, которая будет защищаться от Китая, России и даже, что самое крамольное, от США! Потому что, по мнению Макрона, разрыв американцами договоренностей по ДРСМД несет угрозу в том числе и Европе.

Доктор военных наук Константин Сивков уверен, что новые вооруженные силы Европы не будут столь уж беспомощными без США и, главное, они смогут решать задачи без оглядки за океан. Военный потенциал паневропейской армии, по мнению эксперта, может быть сопоставим с пентагоновским. Журналист Борис Джерелиевский таким видит развитие европейского проекта: сначала вооруженные силы Европы будут довеском к НАТО, но постепенно их возрастающая роль на континенте превратит Североатлантический альянс в подобие центра, координирующего действия армий США и ЕС.

Что касается пресловутой российской военной угрозы, то она очевидно не должна беспокоить объединенную армию Европы. Владимир Путин не так давно отметил, что идея создания вооруженных сил ЕС «не только разумна, но и является позитивным шагом к созданию многополярного мира». В отличие от постоянно расширяющегося на Восток НАТО, объединенная европейская армия не будет вызывать раздражение Москвы: у России с Европой гораздо больше точек соприкосновения, чем с США.

У европейской армии будут свои заботы, считают эксперты. Одна из них – непрекращающийся поток беженцев, среди которого не просто много потенциального криминалитета, но и групп лиц, способных нарушить порядок и безопасность в Европе. НАТО в решении подобных проблем вряд ли будет заинтересовано.
Впрочем, обещания выйти из НАТО могут быть всего лишь политическим шантажом со стороны американского президента. В действительности Трамп хочет таким способом добиться от союзников в Европе выполнения своих финансовых обязательств. В кулуарах американской политики прошел слух, что уговаривать президента «не делать резких движений» принялись лица, отвечающие за национальную безопасность страны, в их числе, глава Пентагона Джеймс Мэттис, находившийся на этом посту до начала 2019 года. И, судя по всему, хозяин Белого дома взял паузу для размышлений.

Специалист в области политики безопасности США Федор Войтоловский полагает, что США все же не покинут НАТО, так как в противном случае они лишаться единственного реального рычага контроля над европейской политикой, а также обширнейшего рынка сбыта вооружения. Сам Трамп этого не допустит.