В отчёте ЦК XVI съезду партии в 1930 году Иосиф Сталин отнёс «папу и епископов всякого рода» в число врагов большевистской политики. Католики, впрочем, как и и представители других конфессий, в то время в СССР подвергались репрессиям. Всё начало меняться в самый разгар Великой Отечественной войны.
Опиум для народа
Пий XII занял Святой Престол в 1939 году, то есть в самый непростой период Папа испытывал постоянное давление Муссолини, но всё равно пытался сохранить нейтралитет. Он не осуждал ни расовую идеологию фашистов, ни их захватнические войны, объясняя это желанием оставаться «вне политики».
Отношения между СССР и Папской курией завязались в 1942 году. В Советском Союзе из числа бывших военнопленных поляков формировалась так называемая «Армия Андерса», то Ватикан попросил разрешения для епископа Юзефа Гавлины посетить это воинское образование. Сталин оказался не против, и 28 апреля Гавлина прибыл в пункт назначения.
Но вот фашисты данный сталинский жест интерпретировали в своих интересах – якобы советский вождь не может дальше противостоять Третьему рейху без молитв Пия XII. Пропагандистская машина Геббельса была запущена, после чего на официальные опровержения от кардиналов Ватикана уже никто внимания не обращал.
Далее появились слухи о том, что Ватикан собирается признать СССР, что ещё больше начало «нервировать» стороны.
Зарождение дружбы
Позже западные державы начали превозносить роль папы как посредника в международных делах. Уинстон Черчилль даже попытался было настоять на том, чтобы отметить старания Ватикана при решении «польского вопроса». Но Сталин в ответ резко оборвал, поинтересовавшись: «А сколько дивизий у папы Римского?».
Иосиф Виссарионович здраво оценивал ситуацию. Он понимал, что совсем игнорировать главу католической церкви при условии возвращения Красной Армии в Литву и на Западную Украину, где проживало много католиков, нельзя. Пришлось делать шаги навстречу, но всё испортил сам Пий XII. В начале 1945 года он выступил с антисоветскими заявлениями, призвав заключить с побеждёнными нацистами «мягкий мир». В советской прессе его тут же обозвали «защитником фашизма», а все его речи на данную тему – «фарисейскими призывами».
Впрочем, Сталин мог конфликтовать с папой Римским и по другой причине. Так, советский лидер планировал создать в Москве «мировой религиозный центр», а Ватикан со своими властными амбициями в эту концепцию плохо вписывался.
«Оттепель» в советско-ватиканских отношениях наступила в 1952 году, когда Сталин похвалил папу Римского за миротворческие инициативы. Но дальнейшему укреплению связей помешала смерть «отца народов».