Советский Союз, ввязываясь в 1979 году в Афганскую войну, рассчитывал относительно мирным путем решить внутриполитический конфликт. В Москве и не думали, что Ограниченный контингент советских войск будет, по сути, воевать, против коалиции антисоветски настроенных держав, которую возглавят США.
США
Первыми на ввод советских войск в Афганистан отреагировали в Соединенных Штатах, а именно Центральное разведывательное управление, которое начало операцию под кодовым названием «Циклон» с целью обеспечения моджахедов финансами и вооружением. В рассекреченном Меморандуме ЦРУ от 11 июня 1980 года, подготовленном для Госдепартамента США, сообщалось, что вплоть до сентября текущего года «афганским борцам за свободу» будет передано вооружение, большей частью советского образца, на общую сумму около 30 млн долларов.
В документе отмечалось, что в схеме поставки вооружения задействованы пять государств. Страной поставки значился Египет, затем самолетами ВВС США оружие доставлялось в Саудовскую Аравию, после чего уже бортами местных ВВС переправлялось в Пакистан и только затем при помощи организаций афганских беженцев попадало в Афганистан.
Начальник афганского направления межведомственной разведки Пакистана ISI, Мохаммад Юсуф, в своей книге «Ловушка для медведя» так описывал это процесс: «Когда моджахед бросал мину в трубу своего миномета, то был конец маршрута, в процессе которого мина перегружалась как минимум 15 раз, преодолевая тысячи километров с помощью грузовика, корабля, поезда, затем снова грузовика и вьючного животного».
Описанным способом к афганским повстанцам попадали советские автоматы АК-47 и ПЗРК «Стрела-2», которые в большом количестве имелись на вооружении арабских стран, в том числе и Египта. Кроме того, в Афганистан поставлялись и другие виды вооружения советского производства: гранатометы, ручные гранаты, крупнокалиберные пулеметы, противотанковые и противопехотные мины, снайперские винтовки.
В первые годы конфликта Соединенные Штаты опасались поставлять вооружение собственного производства, чтобы Советский Союз на имел оснований обвинить Запад в поддержке сепаратистов. Однако в 1983 году под давлением СССР за океаном были вынуждены признать факт военной помощи афганской оппозиции, после чего в зону конфликта хлынуло и «штатовское» вооружение, включая автоматические винтовки М-16А1 и ПЗРК «Стингер». Кроме того, Соединенные Штаты дали зеленый свет поставкам вооружений производства ФРГ, Англии, Швеции, Швейцарии, Израиля, Пакистана.
Объемы американской военной помощи антиправительственным силам Афганистана росли по экспоненте: в 1984 году они составляли 125 миллионов долларов, в 1985 году – 250 миллионов, в 1986 году – 470 миллионов, а в 1987-м – уже 630 миллионов долларов. Общая сумма американской финансовой помощи афганской оппозиции за 10 лет войны, по некоторым оценкам, превышает 2 млрд. долларов.
Китай
Участие Китая в Афганской войне ни в советское, ни даже в постсоветское время не было принято афишировать. А между тем объемы китайской военной помощи моджахедам были сопоставимы с американскими. К концу 1970-х годов отношения между СССР и КНР пребывали в глубоком кризисе, который обострила война Китая с Вьетнамом. Влияние Пекина в социалистическом мире было явно скромнее чем у СССР, очевидно это стало одной из причин переноса соперничества на поля Афганистана. Есть и другое объяснение реакции китайского руководства на ввод 40-й армии в Афганистан – защита собственных границ от мощной советской группировки, сконцентрировавшейся непосредственно у границ Поднебесной.
Китай, как и США, чтобы отвести от себя любые подозрения, в качестве перевалочного пункта для поставки афганским моджахедам вооружения использовал Пакистан. Там же полным ходом шла подготовка боевиков, в которой принимали участие сотни китайских инструкторов. Показательно, что по числу военных советников, курировавших повстанцев, Китай был безоговорочным лидером. В Пакистане их было 844. Второе место занимали французы с 619 советниками, и лишь третье — 299 человек — американцы.
Китайцы снабжали моджахедов собственными репликами АК-47 (Тип 56): в течение всей войны «калаши» являлись основным вооружением боевиков. Из Китая в Афганистан попадали и другие клоны советского оружия: ручной пулемет Дегтярева, ручные противотанковые гранатометы РПГ-2 и РПГ-7, 82-мм безоткатные орудия Б-10, используемые для поражения живой силы и легких укреплений полевого типа, крупнокалиберные пулеметы Владимирова, применявшиеся для стрельбы по самолетам и вертолетам.
Душманам попадало и оружие китайского производства, например, буксируемая реактивная система залпового огня Тип 63. Объемы поставляемого из Китая в Афганистан вооружения с каждым годом только увеличивались: если в 1983 году Пекин поставил сепаратистам 40 тысяч тонн оружия и боеприпасов, то в 1985 году эта цифра достигла 70 тысяч тонн. Во многом именно благодаря китайским поставкам антиправительственные силы Афганистана никогда не испытывали недостатка ни в оружии, ни в боеприпасах.
Другие страны
Помощь афганской оппозиции оказывал и верный союзник США по НАТО — Великобритания. В годы Афганской войны обе страны проводили совместную операцию под кодовым названием «Фарадей», в качестве ее непосредственных исполнителей выступали британское спецподразделение SAS и разведывательное управление Министерства обороны США. Главной целью операции была организация поставок вооружения повстанцам, а также создание на территории Пакистана и Шотландии тренировочных лагерей, в которых подготовку проходили боевики: в дальнейшем их намеревались забрасывать в районы Кандагара, Баграма и Кабула для выполнения диверсионных задач.
В начале 1983 года советские военные задержали в Афганистане диверсантов, действовавших в рамках операции «Фарадей». Было установлено, что одним из каналов поставки вооружения боевикам является созданная на территории Великобритании фирма «Interarms company of Manchester», которая отвечала за отправку оружия и боеприпасов из Манчестера в портовый город на юге Пакистана Карачи, а оттуда – в приграничный Пешавар.
В числе поставляемого в Афганистан вооружения были образцы и английского производства – ПЗРК Blowpipe, предназначенные для поражения низколетящих вертолетов и самолетов, и модернизированная магазинная винтовка Lee Enfield. Однако если «Блоупайп» из-за сложности управления и большого веса популярности у повстанцев не снискал, то «Энфилд» пришелся по душе» – в одном из боев было зафиксировано результативное попадание из этой винтовки в советский военно-транспортный вертолет Ми-8, приведшее к его падению.
Не уступала США в помощи повстанцам и Саудовская Аравия. Среднегодовые объемы средств, выделяемых на закупку оружия, преимущественно китайского производства, достигали $300 млн. Кроме Ак-47 и «Стрелы-2» саудиты закупали машины реактивной артиллерии БМ-13, известные как «Катюши». Наряду с Саудовской Аравией в спонсировании афганской оппозиции принимали участие частные фонды арабских государств, ежегодно выделяя на эти нужды не менее $400 млн.
С 1985 года ЦРУ закупало большие партии советского вооружения в Египте – это были остатки того, что было передано Москвой Каиру во время арабо-израильского конфликта. Советским военным часто попадалось это вооружение – оно изрядно поржавело и было непригодно для боевого применения. Впоследствии ЦРУ стало следить за качеством оружия, поставляемого из Египта, но у моджахедов доверие к советскому вооружению уже было в значительной степени подорвано.
Внесла свою лепту в противостояние Ограниченному контингенту советских войск в Афганистане и Япония. Следуя примеру США и Китая, японцы направляли финансовую помощь в Пакистан, который являлся опорным пунктом в поставках вооружения афганской оппозиции. Размеры этой помощи впечатляют: за период с декабря 1979 года по август 1983 года Япония выделила на борьбу с СССР свыше $41 млрд.