Советские оружейники времен Великой Отечественной в своих разработках не только не отставали от передовых западных оружейных технологий, но и превосходили их простотой, надежностью и эффективностью. Неслучайно некоторые образцы вооружения РККА служили и после окончания Второй мировой войны.
«Катюша»
Боевая машина реактивной артиллерии «Катюша» (БМ-13) стала самым массовым оружием Великой Отечественной в своем классе. Немцы называли впечатлившее их оружие «органом Сталина», очевидно из-за звука, издаваемого оперением ракет. БМ-13 с успехом использовались как для усиления оборонительных действий, так и в наступательных операциях, существенно повышая огневую мощь советской артиллерии.
Особое значение приобретал и психологический эффект применения «Катюш»: во время залпа ракеты вылетали из рельсовых направляющих одна за другой, в считанные секунды перепахивая в зоне поражения гектары земли. Оглушенные разрывами снарядов неприятельские войска надолго теряли ориентацию. А когда приходило время ответного огня, мобильные «Катюши» уже успевали сменить место дислокации.
Впервые система залпового огня БМ-13 была использована 14 июля 1941 года под Кингисеппом в Ленинградской области. Дальность поражения ракет составила впечатляющие 8 километров. На германские позиции одновременно обрушилось свыше 100 реактивных снарядов, уничтоживших на станции Орша несколько железнодорожных составов с грузами для вермахта и убивших сотни солдат противника. По словам очевидцев, каждая ракета буквально выжигала все пространство в радиусе нескольких десятков метров.
И хотя заряд взрывчатого вещества снаряда «Катюши» был вдвое меньше чем у немецкого реактивного миномета «Небельверфер», его поражающее действие оказалось в разы выше. БМ-13 в исправном состоянии с полным боекомплектом неоднократно попадал в руки германских военных, однако немецкие оружейники так и не смогли подобрать к нему ключи. Воспроизвести химический компонент пороха немцам не составило труда, а вот узнать технологические нюансы системы им так и не удалось. Из своих «ишаков» (так советские солдаты называли «Небельверфер») с дальностью полета снарядов всего 2,5 км им пришлось стрелять до конца войны.
«Катюши» вызывали серьезный интерес и в стане союзных войск. В обмен поставок по «ленд-лизу» союзники в первую очередь запросили Т-34 и Б-13. Танки советское руководство выделило, а вот с «Катюшами» вышла заминка. Лишь когда Сталин узнал, что вермахт использует 82-мм снаряды он разрешил передать англичанам и американцам информацию о конструкции советских ракет. Свою первую реактивную систему залпового огня T34 Calliope США создали только в 1943 году. Любопытно, что они воспроизвели первоначальную схему «Катюши», от которой впоследствии советские конструкторы отказались: она способствовала сильной раскачке машины в момент залпа, что заметно снижало кучность стрельбы.
ИС-3
В конце февраля 1945 года эталонный образец советского тяжелого танка ИС-3 (Иосиф Сталин) отправился на полигонные испытания в Кубинку. Проверка на боепригодность, по заключению военных, была пройдена успешно. Необходимость в новой бронетехнике возникла после того, как комиссия исследовала повреждения, полученные нашими танками в ходе Курской битвы. Уязвимыми были признаны лобовые элементы корпуса и башни. Все это было учтено в конструкции ИС-3, башне и корпусу которой придали более обтекаемую форму и резко дифференцированную броневую защиту.
На вооружение новый танк был принят в марте 1945 года, правда его серийное производство на Челябинском тракторном заводе началось лишь в мае. До конца войны было изготовлено всего несколько десятков ИС-3, многие из которых еще не прошли заводскую обкатку.
Согласно последним данным, танки ИС-3 так и не успели принять участие в сражениях Великой Отечественной войны. Правда Дэвид Портер в книге «Вторая Мировая – Стальной вал с Востока: Советские бронетанковые войска» выражает мнение, что ИС-3 могли использоваться в августе 1945 года во время конфликта с Японией.
На всеобщее обозрение ИС-3 были представлены в Берлине 7 сентября 1945 г. на параде победителей в честь окончания Второй мировой войны. Эти 50-тонные гиганты, прошедшие по Александерплатц, вызвали восхищение иностранных наблюдателей и союзников по антигитлеровской коалиции. Все были потрясены наличием у Советов столь мощной бронетехники. Многие считают, что новые тяжелые танки были ничем иным как демонстрацией силы советского оружия, что могло восприниматься как ответ на американские атомные бомбардировки японских городов. Недаром на локомотиве, который вез наши танки в Берлин, красовался плакат: «Боевой привет шлёт Родина!».
ИС-3 не поставлялся союзникам по «Варшавскому договору». Исключение составили лишь два танка, переданные Варшаве и один – Праге для ознакомления с их конструкцией. Вплоть до 1970-х годов ИС-3 использовался в качестве учебной машины, а также регулярно принимал участие в военных парадах. В конце 1950-х партия ИС-3 была продана Каиру. Крещение боем советские танки получили в «Шестидневной войне» – конфликте между Египтом и Израилем, разгоревшемся в июне 1967 года на Синайском полуострове.
ППШ
Пистолет-пулемет системы Шпагина наряду с «тридцатьчетверками» и «Катюшами» стал одним из символов Великой Отечественной. «Папаша», как его уважительно называли бойцы, был принят на вооружение в конце 1940 года. Конечно, ППШ имел ряд недостатков, среди которых называли его габариты и массу, неудобство замены барабанного магазина, низкую надежность предохранителя, иногда встречавшиеся самопроизвольные выстрелы при падении на твердую поверхность. Однако достоинства оружия все это компенсировали с лихвой.
Историк-оружиевед Давид Болотин в книге «История советского стрелкового оружия» наряду с высокими боевыми качествами ППШ отмечал его исключительную надежность и безотказность, что проявлялось в сложных условиях стрельбы: под углами возвышения и склонения до 85, при запыленном механизме, при полном отсутствии смазки, а также при отстреле свыше 5000 патронов без чистки оружия.
Для военной экономики было принципиально важно, что ППШ дешевле пистолета-пулемета Дегтярева, поэтому им в первую очередь и обеспечивались войска. В 1941 году ППШ имел примерно каждый шестой пехотинец РККА. Позднее были созданы целые роты автоматчиков, на вооружении которых состояли ППШ. Они были призваны создавать высокую плотность огня на отдельных участках фронта. Еще одно преимущество ППШ – возможность вести стрельбу в зимнее время. Широкая скоба позволяла нажимать на спусковой курок даже в меховых рукавицах.
Фирменный металлический кожух с овальными прорезями, который надевался на ствол ППШ, обеспечивал защиту рук стрелка от перегревания. Это приспособление вызывало повышенный интерес у американских солдат: они беспрестанно разглядывали ППШ, когда в конце апреля 45-го произошла знаменательная встреча союзников на Эльбе.
Общий тираж автоматов ППШ – 6 млн. единиц. Это оружие активно поставлялось партизанам, а также иностранным воинским формированиям, сражавшимся на территории СССР. «Папаши» пришлись и к немецкому двору. Бойцы вермахта охотно использовали трофейные советские автоматы, так как они могли стрелять 7,63 мм маузеровскими патронами.
ППШ оставался на вооружении до середины 60-х, после чего стал экспортироваться в дружественные СССР страны – Китай, Северную Корею, Вьетнам, а также на Ближний Восток и Африканский континент. Сегодня в сети можно встретить фотографии 2003 года, где американские солдаты позируют с ППШ во время зачисток в Ираке. Вряд ли американцы использовали это оружие, скорее всего это был трофейный образец, состоявший на вооружении иракской армии.
Тем не менее, судя по комментариям, оставленным под такими фото, можно сделать вывод, что американские военнослужащие все же применяли наш ППШ. Пользователь под именем «Lone Ranger» пишет, что это весьма надежное и эффективное оружие. Он стрелял из образца польского производства 80-х годов, который делал около 900 выстрелов в минуту. «Лучшие триста баксов, когда-либо потраченные мной на оружие», – заключил военный. А пользователь под ником «jeepers» уверяет, что ППШ – «отличный выбор для зачистки зданий».