Вожди Третьего рейха питали слабость к техническим новинкам, надеясь с их помощью выиграть войну. На деле многие из подобных разработок оказались «мертворожденными» — они либо требовали немыслимого количества ресурсов (как гигантские танки Maus), либо были «доведены до ума» слишком поздно. Так случилось, например, с уникальным элементом экипировки войск СС — стреляющей пряжкой для ремня.
Оружие последнего шанса
В 1943 году рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера обеспокоила проблема самозащиты эсэсовцев в советском плену. Незадолго до этого Германию потрясла новость о том, что в Сталинграде Красная Армия захватила живым генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса вместе с 90 тыс. солдат.
Войскам СС требовалось «оружие последнего шанса», которое должно было помочь пленному убить конвой и освободиться. Это не мог быть обычный пистолет, даже самый маленький, так как военнопленных в обязательном порядке обыскивали.
Свои услуги «Академии вооруженных сил СС» предложил французский конструктор Луис Маркус. По одной из версий, он сам во время Первой мировой войны попал в плен к немцам. Именно тогда Маркус задумался — нет ли способа помочь военнопленным. Еще в 1930-х француз создал прототип стреляющей пряжки — массивной застежки от ремня, внутри которой находился сложный механизм.
Устройство пряжки
Производство изделий Маркуса началось в 1944 году на велосипедном заводе братьев Ассманн в австрийском Лайбнице. Под поверхностью пряжки, украшенной орлом нацистского герба, скрывалась хитроумная конструкция с заряженными стволами. Существовало две модификации устройства, официально называвшегося SS-Waffenakademie Koppelschloßpistole. Обе изготавливались полностью из стали. Модель с двумя стволами заряжалась патронами калибра 7,65 мм. Четырехствольный же вариант мог стрелять пулями калибра 5,6 мм.
Одно из главных требований к пряжке-пистолету заключалось в предотвращении случайного срабатывания. Если бы не было надежного механизма безопасности, выстрел из устройства мог ранить самого владельца пояса или его сослуживца. Несмотря на наличие предохранительных элементов, чтобы привести пряжку в «боевое» состояние, не требовалось слишком много времени. Эсэсовец должен был разом нажать две кнопки сверху и снизу — после этого крышка устройства откидывалась, и стволы тут же «выскакивали» перпендикулярно поясу. Выстрелы производились с помощью спусковых кнопок-триггеров, число которых соответствовало числу стволов. Теоретически устройство можно было перезарядить, вытащив отработанные гильзы с помощью тонкого стержня и вставив на их место другие.
У изобретения Маркуса были и недостатки. По размерам оно превосходило стандартную пряжку офицерского ремня и могло привлечь внимание противника. Манипуляции с пряжкой также не остались бы незамеченными, поэтому использовать прибор можно было только в случае отвлечения внимания врага. В условиях реальной процедуры взятия в плен это могло быть затруднительно. Прицелиться с помощью пряжки-пистолета тоже было невозможно — оружие годилось только для выстрелов в упор.
Судьба оружия
Дальше выпуска пробной партии SS-Waffenakademie Koppelschloßpistole дело не пошло. В 1944 году Третьему рейху требовались патроны и снаряды, а не штучные «гаджеты». Тем более что количество рабочих рук на фабриках сокращалось после каждой мобилизации. Сыграл роль и разрушительный авиаудар союзников по заводу братьев Ассманн.
Неизвестно, сколько было выпущено пряжек-пистолетов. Вдова Луиса Маркуса говорила, что на заводе успели изготовить всего около десятка устройств. Известны двуствольные пряжки-пистолеты под номерами 155 и 158, которые ныне находятся в разных частных коллекциях. Сохранившийся «четырехствольник» имеет No 1. Довелось ли кому-то из эсэсовцев носить ремень со стреляющей пряжкой или применять его в бою, неизвестно. Возможно, что все существовавшие образцы в качестве трофеев попали в руки к американцам, поскольку именно в США на аукционах сейчас иногда всплывают пряжки-пистолеты.