В конце 1940 года по личному указанию Гитлера в обстановке строжайшей секретности началась разработка Директивы №21. План «Барбаросса», как известен этот документ сегодня, предполагал разгром СССР в ходе нескольких прифронтовых сражений, захват Москвы и оккупацию европейской части страны.
А датой нападения было выбрано 22 июня 1941 года…
Уверенность в собственных силах
Несмотря на то, что официально разработка плана нападения на Советский Союз началась в конце 1940 года, многие историки сходятся во мнении, что само решение Гитлер принял раньше. Уверенность в собственных силах ему придали успехи на Западном фронте. По утверждению генерал-майора вермахта Б. Мюллера-Гиллебранда, первые намеки на то, что после капитуляции Франции Гитлер обратит свой взор на Восток, прозвучали от него еще летом 1940 года.
Тогда речь шла о сокращении вермахта до размера армии мирного времени. Но при этом предполагалось дивизии не расформировывать, а отправить «в долгосрочный отпуск с тем, чтобы в любое время можно было легко восстановить эти соединения в прежнем виде». А уже 31 июля 1940 года фюрер в кругах высшего военного руководства открыто заявляет «о своей решимости провести весной 1941 г. кампанию против Советского Союза с целью его разгрома».
Колосс на глиняных ногах
Впрочем, окрыляла Гитлера не только блестящая кампания против Франции. Подписанный в 1939 году Договор о ненападении между Германией и СССР был забыт вскоре после начала советско-финляндской войны, в которой Красная Армия показала себя не лучшим образом. Советский Союз тогда западная пресса назвала «колоссом на глиняных ногах». И действительно, успехи советской военной машины против маленькой, но гордой Финляндии не шли ни в какое сравнение с тем, что демонстрировал вермахт во Франции.
Дипломатические хитрости
Но почему же, приняв решение еще летом, Гитлер не приказал начать разработку «Барбароссы» уже тогда? Дело в том, что в ноябре 1940 года Германия инициировала переговоры с СССР, предложив Союзу присоединиться к «странам Оси». В таком случае подписанты фактически делили бы все Восточное полушарие и не имели бы никаких препятствий к установлению мировой гегемонии. Вот только требования СССР — контроль над Черноморскими проливами, Ираном, Финляндией, Сахалином и Курилами показались Гитлеру чрезмерными.
Директива №21
В итоге только 18 декабря 1940 года, Гитлер подписал Директиву № 21. Но планы нападения пришлось отодвинуть сначала на 15 мая, а потом и на 22 мая — из-за начатой вскоре операции по захвату Югославии и Греции. Впрочем, еще 8 мая генералы в войсках получили приказ о том, что они будут проинформированы о начале боевых действий на Восточном фронте примерно за восемь дней.
И такая информация действительно поступила 14-15 июня — Рубикон был перейден…