Имя Екатерины II окружено величием. Глядя на парадные портреты, где она предстает властной и статной правительницей, легко вообразить себе женщину высокого роста и внушительной физической силы. Но соответствует ли этот образ, закрепленный в искусстве и массовом сознании, реальности? Исторические свидетельства и подлинные вещи императрицы позволяют нам разглядеть за монументальным образом живого человека.
«Высока ростом и очень хорошо сложена»
Отчасти миф о «большой» Екатерине создала она сама. В своих автобиографических заметках государыня оставила лестное для себя описание: «Я была высока ростом и очень хорошо сложена... волосы мои были великолепного каштанового цвета, очень густые...». В условиях беспрекословного почитания монарха эти слова, естественно, были приняты за истину и способствовали формированию её грандиозного образа.
Взгляд со стороны
Более объективную картину рисуют иностранцы, чьи суждения не были скованы придворным этикетом. Английский посол лорд Бёкингхэмшир в 1762 году дал исчерпывающее и тонкое описание:
«Ее императорское величество ни мала, ни высока ростом; вид у нее величественный... она никогда не была красавицей. Черты ее лица далеко не так тонки и правильны... но прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные... волосы создают... такую наружность, к которой очень немного лет назад мужчина не мог бы отнестись равнодушно».
Какие цифры у русских считаются проклятыми
Особо он отмечал её природное изящество, ловкость и умение носить как женский, так и мужской костюм, что Екатерина с блеском демонстрировала на маскарадах.
Что рассказывают платья
Самые красноречивые и беспристрастные свидетели — это сохранившиеся личные вещи императрицы. Её мундирные и церемониальные платья, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, позволяют сделать точные антропологические выводы, что рост Екатерины Великой составлял примерно 157-158 см, а размер одежды соответствовал современному 48. Причем, более ранние, например, первое мундирное платье, сшитое незадолго после восшествия на престол в 1763 году, скорее 44-46 размера, а одно из последних, сшитых по форме Морского Флота, относящееся к 1796 году - между 48 и 50 размером (собрание личных вещей, одежды Императрицы Екатерины Второй, Государственный Эрмитаж, Музей костюма).
