14/09/25

Какой алкоголь не запрещен в исламе

Образ строгого мусульманина, который ни при каких обстоятельствах не прикоснется к спиртному, — один из самых устойчивых стереотипов. Но история отношений ислама и алкоголя куда сложнее и противоречивее. Как и почему появился запрет и всегда ли он был абсолютным?

Как внедрялся «сухой закон» в исламе

До возникновения ислама жители Аравийского полуострова не только употребляли алкоголь, но и практически зависели от него. В условиях нехватки питьевой воды и жаркого климата слабые виноградные вина и финиковые настойки были главным способом утолить жажду. Эти напитки быстро бродили, их крепость повышалась, что вело к повсеместному пьянству, алкогольным отравлениям и социальным проблемам.

"Ева согрешила раньше, чем Адам": кто на самом деле был его отцом Каина

Пророк Мухаммед, видя разрушительные последствия, вводил запрет постепенно. Сначала верующим разъясняли вред алкоголя, затем запретили совершать намаз в состоянии опьянения, и лишь окончательно утвердили полный запрет (харам) на любые опьяняющие вещества. В Коране (сура «Аль-Маида») говорится, что опьяняющий напиток — это «скверное деяние, внушаемое шайтаном», которое сеет вражду и отвращает от поминания Аллаха.

Были сформулированы и практические причины запрета:

  1. Невозможность совершать обязательную пятикратную молитву.

  2. Риск привыкания даже от малой дозы.

  3. Помрачение рассудка, которое стирает грань между грехом и добродетелью.

  4. Дурной пример для молодого поколения.

  5. Потеря самоконтроля и забвение заповедей.

Запрет был тотальным: спиртное не только нельзя было пить, но и производить, и продавать. У купцов, которые ввозили в город спиртное, отбирали бурдюки, разрезали их и выливали содержимое на землю.

Что такое «хамар»?

Между тем слово «хамар» обозначало одновременно «покрывать пеленой», «дурманить» и напиток, полученный из виноградного или плодово-ягодных соков путем брожения. Получалось, что если напиток был изготовлен другим образом, то употреблять его было можно. Так, в число запретных напитков поначалу не попали пиво и чистый спирт, полученный в 860 году одним персидским врачом.

В Персии, кстати, преобладал зороастризм, проповедующий свободный человеческий выбор и являвшийся неотъемлемой частью культуры этой страны. В бессмертной поэзии Омара Хайяма и Хафиза немало восторженных строк о вине. И сегодня, хотя в стране доминирующей религией давно стал ислам, там сохранились зороастрийские общины, члены которых по-прежнему употребляют вино. Его можно купить в небольших магазинчиках в юго-западных областях Ирана, а также и на территории мусульманской Албании.

Даже многие известные мусульманские деятели не чурались спиртного. Это происходило и в Средние века, и в наши дни.

Можно или нельзя?

Продолжаются и богословские споры на эту тему. В 2008 году исламский богослов Юсуф аль-Карадави выпустил фетву, где разрешалось употребление спиртного в ограниченном количестве. Аль-Карадави мотивировал тем, что содержание спирта в напитках менее 0,5% вполне допустимо для правоверных, так как не ведет к опьянению, поэтому не может противоречить догмам ислама. Правда, многие «коллеги» его так и не поддержали и тут же вступили в бурную дискуссию.

Как бы то ни было, сейчас существует свободная продажа вина и ракии в таких странах, как Турция, Сирия, Ливан и даже Иран и Саудовская Аравия. Правда, по-настоящему пьяных вы здесь практически не встретите: вот это уже никак не приветствуется… Любители выпить делают это подальше от посторонних глаз и потребляют вина в довольно умеренных количествах.

Как сказал тот же Омар Хайям:

Запрет вина - закон, считающийся с тем

Где пьешь вино и много ли, и с кем.

Когда соблюдены все эти оговорки,

Пить признак мудрости, а не порок совсем.