25/04/22

Какой донос написал Горбачёв на мужа Галины Брежневой генерала Чубарова

По словам бывших коллег Михаила Горбачева, в стремлении к власти тот пользовался любыми доступными средствами. Если верить помощнику Горбачева, не брезговал тогда еще «хозяин» Ставрополья и доносами. Причем, эти доносы касались даже тех людей, которые считали Михаила Сергеевича своим другом.

Ставропольские пиры

В 1970-х годах Михаил Горбачев руководил одним из самых богатых краев Советского Союза – Ставропольем. Тогда к нему приезжали отдыхать высокопоставленные чиновники из Москвы. Первый секретарь Ставропольского комитета КПСС прослыл радушным и щедрым хозяином, устраивавшим настоящие пиры для своих гостей. Горбачев сумел найти подход даже к главе КГБ Юрию Андропову, который из-за болезни придерживался жестких диет и не любил шумных компаний. Горбачев и Андропов ездили в горы, допоздна засиживались у костра. Михаил Сергеевич так рассказывал о визитах главного чекиста страны: «...тишина, костер и разговор по душам».

Считается, что Горбачев находился в контрах с МВД, но на самом деле это не так. Достоверно известно, что в 1977-1978 годах он принимал на Ставрополье Юрия Чурбанова, который был не только зятем тогдашнего генсека Леонида Брежнева, но и заместителем министра внутренних дел СССР. Чурбанов, приезжавший в горбачевскую вотчину вместе со своей женой Галиной Брежневой, алкоголем никогда не брезговал. И Михаил Сергеевич использовал эту слабость Чурбанова для того, чтобы установить с ним дружеские отношения. Горбачев тоже принимал участие в застольях. Ставропольские коллеги будущего президента страны рассказывали о том, что Горбачев, не страдавший алкоголизмом, мог крепко выпить, если это было необходимо для дела.

Пьяные откровения

Многие из тех, кто знал Михаила Горбачева в ставропольский период, утверждали, что Юрий Чурбанов абсолютно искренне считал того своим другом. Однако в одном из своих интервью Чурбанов поведал журналисту о том, что «сцепился» с Горбачевым еще в Ставрополе, когда последний был там первым секретарем обкома партии». По крайней мере, именно такие слова зятя Брежнева приводит в своей книге «Кто поставил Горбачева?» историк Александр Островский. Правда, Островский упоминает о том, что Чурбанов не уточнил, какова была причина размолвки между ним и Михаилом Сергеевичем. Возможно, это произошло после истории, о которой рассказал бывший помощник Горбачева Виктор Казначеев.

Как свидетельствовал Казначеев, в очередной приезд Юрия Чурбанова и его супруги на Ставрополье Михаил Сергеевич снова устроил шикарное застолье. В какой-то момент уже сильно нетрезвый Чурбанов принялся хвастаться, что Брежнев обещал назначить его своим преемником. Несмотря на то, что Горбачев тоже крепко выпил, он внимательно слушал Чурбанова, расспрашивал о том, при каких обстоятельствах генсек дал такое обещание и кто при этом присутствовал. Якобы Леонид Ильич выказал готовность поставить зятя на самый высокий пост в стране во время празднования дня рождения Чурбанова, на который были приглашены Огарков, Цвигун, Щелоков, Пастухов, Тяжельников.

«Самоуверенный до наглости»

Всего через неделю после откровений Юрия Чурбанова Михаил Горбачев улетел в Москву. Несмотря на то, что, по мнению Казначеева, слова Чурбанова были, скорее всего, банальной застольной болтовней, он сразу понял, что Горбачев отправился в Москву для того, чтобы доложить содержание беседы Юрию Андропову, а также Михаилу Суслову, доверие которого тоже успел завоевать. Как пишет Сергей Семанов в своей книге «Андропов. 7 тайн генсека с Лубянки», Виктор Казначеев, узнав о том, куда уехал Горбачев, смекнул, что во власти грядут масштабные перестановки. Более того, по словам Казначеева, назад Михаил Сергеевич вернулся совсем другим человеком – «самоуверенным до наглости».

В тот момент вокруг больного Леонида Брежнева разворачивалась настоящая борьба за первенство. Некоторые историки считают, что Юрий Андропов всеми силами стремился наверх и не упускал ни единого шанса для того, чтобы подвинуть генсека, а тут такая новость – Брежнев хочет сделать своим преемником зятя. Впрочем, как выразился Семанов, Андропов «расправился» с Чурбановым позже. После смерти Леонида Ильича Юрий Владимирович заверил его зятя: «Пока я жив, никто вашу семью не тронет». Однако тут же Чурбанова и его близких начали преследовать, за ними было установлено наружное наблюдение. А в 1987 году Юрий Чурбанов был арестован по подозрению в коррупции. Тогда Андропов уже скончался, но Горбачев был жив и находился "у руля".