Грайфсвальд: почему взятие этого немецкого города красноармейцами была бескровной

В конце апреля 1945 года, форсировав Одер, войска 2-го Белорусского фронта стремительно продвигались вдоль побережья Западной Померании. Подчиняясь директиве Гитлера, бойцы Вермахта и ополченцы обороняли каждый населённый пункт подобно «крепости, которую надо защищать до последнего человека и последнего камня». Исключением стал Грайфсвальд – единственный немецкий город, в котором Красная Армия в Великой Отечественной войне не потеряла ни одного солдата.

Раскаявшийся комендант

В истории Грайфсвальда военных эпизодов было немного. Со Средних Веков он был известен как тихий университетский городок.

В январе 1945 года начальником местного гарнизона стал полковник Рудольф Петерсхаген, бывший командир 92-го Грайфсвальдского полка. В официальных бумагах его именовали «комендантом крепости Грайфсвальд». Но когда к городу приблизилась линия фронта, Петерсхаген решил рискнуть.

Комендант не хотел, чтобы городок был разрушен, его волновала судьба мирных жителей и беженцев с востока, во множестве сосредоточенных в Грайфсвальде. Кроме того, как утверждал Петерсхаген, хоть и с запозданием, его охватило чувство раскаяния за то, что немцы «без долгих раздумий пролили реки крови, заставили страдать целые народы». Решение сдать город далось полковнику непросто, так как в роду его жены было два выдающихся прусских генерала XIX века.

«Я решил пойти наперекор Гитлеру и войне, хотя мог сделать это лишь в своей ограниченной сфере деятельности», – писал Петерсхаген в книге мемуаров «Мятежная совесть».

Готовясь к сдаче, комендант через своих сотрудников уверял население, что «уладит дело» и «Грайфсвальд не пострадает».

Утром 26 апреля комендатуре стало известно, что в направлении Пазевальк – Анклам движется усиленная советская дивизия, которая в дальнейшем может нанести массированный удар по Грайфсвальду. Командование Вермахта рассчитывало удержать город и использовать его как плацдарм для контрнаступления. Но Петерсхаген с помощью ложного донесения сумел отклонить курс отступающей немецкой дивизии, чтобы она не вошла в Грайфсвальд.

Переговоры

После взятия города Анклама советская дивизия, которой командовал генерал-лейтенант Семён Борщёв, вот-вот должна была войти в Грайфсвальд. Вечером 29 апреля Петерсхаген отправил к русским группу парламентёров во главе с собственным заместителем доктором Вурмбахом.

В Анкламе, в доме на улице Блутслустерштрассе, переговорщиков принял сам генерал Иван Федюнинский, командир 2-й Ударной армии, руководивший Штеттинско-Ростокской операцией. Выслушав предложение немцев, полководец отменил приказ о наступлении, но взамен выдвинул требование – чтобы в 11 часов утра в ратуше Грайфсвальда комендант официально произвёл сдачу, как того требовали старинные воинские обычаи.

– Передайте вашему коменданту, что с этой минуты не должно быть сделано ни одного выстрела. Все следует сдать в полном порядке, – напутствовал парламентёров Федюнинский.

Однако без выстрелов всё же не обошлось – когда делегация возвращалась на советской машине, на дороге им встретился «Мерседес», пассажир которого открыл огонь. Таким способом планам коменданта пытался помешать руководитель местного «Гитлерюгенда» крейслейтер Шмидт. Он был убит ответным огнём сержанта Красной Армии.

Сдача

Капитуляция Грайфсвальда чуть было не сорвалась из-за того, что утром прогремели взрывы на эвакуированном аэродроме. Сотрудники Люфтваффе заложили взрывные устройства заранее. Но советское командование сочло возможным закрыть на это глаза.

Приняв Петерсхагена, офицеры РККА великодушно оставили ему оружие, ордена и знаки различия. На банкете немецкий полковник поднял тост за здоровье генерала Федюнинского. Однако пить за генералиссимуса Сталина он отказался. Это не сорвало процедуру – Федюнинский протянул Петерсхагену руку, назвав его «честным противником».

Судьба коменданта

Имя Рудольфа Петерсхагена всячески превозносила пропаганда Германской Демократической Республики, а сам он получил звание почётного гражданина Грайфсвальда. Однако в Западной Германии полковника, по-видимому, воспринимали как предателя. Правда, мстить ему вчерашние гитлеровцы решили руками западных союзников. В 1951 Петерсхагена арестовали американские спецслужбы во время частного визита в Мюнхен. Он был признан виновным в шпионаже и до 1955 года содержался в нескольких тюрьмах в Баварии. После возвращения полковника телевидение ГДР в 1961 году сняло сериал «Совесть пробуждается», основанный на мемуарах Петерсхагена.