18/12/24

Какой транспорт на самом деле придумали русские

История про блоху, подкованную легендарным Левшой, на протяжении нескольких столетий не дает покоя отечественным изобретателям. Небезосновательно. Несмотря на то, что официально многие выдающие изобретения записаны за западными учеными их настоящими авторами были русские изобретатели.

Педальный самокат

В 2005 году в Великобритании в ходе опроса общественного мнения выяснилось, что, по мнению англичан, велосипед является величайшим изобретением человечества с 1800 года! Официально считается, что велосипед изобрел в 1817 году Карл Фридрих барон фон Драйс, баварский лесничий. Этот человек действительно придумал, спроектировал и создал поворотное колесо прикрепив его к изобретению француза графа Де Сиврака, который за четверть века до этого соорудил двух колесную машину из дерева. Передвигаться на ней можно было верхом, но отталкиваться от земли ногами нужно было самостоятельно. Впоследствии фон Драйс, стал первым, кто первым запатентовал новое транспортное средство, назвав его, почему то «Дрезиной». Однако на самом деле велосипед не только изобрел, но и совершил на нем длительное путешествие крепостной кузнец Ефим Артамонов! Произошло это знаменательное событие в 1801 году, на шестнадцать лет раньше, изобретения австрийского лесничего. Мало того настоящий первый велосипед созданный Артамоновым на Нижнетагильском заводе был цельнометаллическим и имел не только руль, но и педали, о чем европейские конкуренты спустя почти два десятилетия могли только мечтать. Что бы опробовать свое изобретение в деле Артамонов приехал на нем с Урала в Москву, где был восторженно встречен на Ходынском поле. Но, к сожалению развития эта история не получила, а педальный самокат, как сам называл свое детище изобретатель был передан в царскую коллекцию редкостных вещей.

Самобеглая коляска

Аналогичная история произошла с изобретением первого самодвижущегося экипажа. Попросту говоря автомобиля. Первым патент на изобретение «уличного локомотива» получил американский юрист Джордж Болдуин Селден в 1879 году. Американец запатентовал самодвижущийся экипаж с двухцилиндровым двухтактным мотором инженера Джорджа Брайтона. Однако историки автомобилестроения впоследствии назвали получение Селденом патента крупнейшей аферой в производстве автомобилей, поскольку, как таковой машины американский юрист не создавал, но получил право требовать со всех изготовителей самодвижущихся экипажей денежные отчисления. При этом, истинными изобретателями автомобиля необходимо признать двух великих русских изобретателей. Первым, кто спроектировал самобеглую коляску, был уроженец Нижнего Новгорода известный на весь мир русский изобретатель Иван Петрович Кулибин. Курируя, начиная с 1770 года работу оптических и механических мастерских в Санкт-Петербургской академии, по указу Екатерины II создал проект первого в мире автомобиля. Его изобретение имело все основные части полноценной машины: коробку скоростей, карданный механизм, руль и тормоз. Однако воплотил в жизнь первый в мире, самодвижущийся экипаж в 1751 году другой выдающийся изобретатель и механик - Леонтий Лукьянович Шамшуренков. Сегодня практически забыто, что заявку в Нижегородскую губернскую канцелярию с описанием «самобеглой коляски» изобретатель отправил, находясь в тюрьме, куда был упрятан по доносу местных коррупционеров, с которыми в то время активно боролся. Удивительно, но именно отосланная властям заявка на изобретение прототипа автомобиля не только буквально вытащила Шамшуренкова из тюрьмы, но и дала возможность реализовать другие не менее интересные проекты. За изобретение и изготовление в государевой мастерской «самобеглой коляски», приводимой в движение мускульной силой двух людей механик получил пятьдесят рублей.

Летучка

Единственное средство передвижения изобретение, которого русским ученым не оспаривается никем в мире, является создание первого в мире самолета. Впрочем, долгое время считалось, что изобретение самолета принадлежит американцам – братьям Райт. Тем не менее, в наши дни благодаря наличию большого количества исторических документов создателем первого в мире самолета признан А.Ф. Можайский. В отличие от своих «коллег», изобретатель запатентовал первый самолет в 1881 году, а в 1882 приступил к его испытаниям. К своему изобретению ученый шел долго и обстоятельно. В 1872 году после долгих экспериментов он написал работу объясняющую принцип полета птиц. В дальнейшим Можайский вел свои разработки в двух направлениях: создания модели самолета и разработки винтов, создающих тягу для движения всего механизма. Свои наработки изобретатель проверял на различных моделях летающих змеев. Интересно отметить, что Можайский первым в мире в 1876 году дважды поднимался в воздух и летал на воздушных змеях. Первой моделью самолета, поднявшейся в воздух, стал механизм, ласково названный им - «летучкой». Это была небольшая лодочка – фюзеляж, на которой под углом в три градуса крепилась прямоугольная несущая полость. Движение модели осуществлялось благодаря трем воздушным винтам. Винты работали не от топлива, а благодаря встроенной часовой пружины. Воздушное судно могло передвигаться со скоростью пять метров в секунду. После успешных испытаний модели Можайский вплотную подошел к созданию летательного аппарата в натуральную величину. Описывая полезные качества своего изобретения, Можайский предложил использовать его в военных целях в войне с Турцией. Заинтересовавшись проектом, глава военного министерства граф Милютин распорядился создать особую комиссию для определения значимости и возможности реализации предложения Можайского. Первый в мире самолет представлял собой лодку с деревянными ребрами, к бортам которой крепились прямоугольные крылья, немного выгнутые вверх. В движение самолет приводили четыре четырехлопостных винта. Размах крыльев составлял двадцать четыре метра, а длина пятнадцать. Передвигаться по воздуху самолет мог с предельной скоростью сорок километров в час. В итоге летом 1882 года испытания самолета Можайского в условиях повышенной секретности прошли удачно. Аппарат тут, же был признан государственной тайной и все дальнейшие исследования проводились под завесой секретности.