Первые годы советской власти были ознаменованы ожесточённой борьбой государства с православной церковью. Но духовную и светскую власть объединила Великая Отечественная война. Так что Победа над фашистами – общая заслуга, в которую внесла вклад и православная церковь.
Всё для фронта! Всё для Победы!
До революции в России функционировало 78 тысяч православных храмов и 25 тысяч мечетей. К началу войны их количество сократилось более чем в 20 раз. Так, к 1938 году в стране ликвидировали как минимум 40 тысяч религиозных учреждений, а в 25 областях большой страны и вовсе не оказалось ни одного храма.
Но от этого граждане не стали атеистами. Из неграмотного населения 84% оставались верующими, а из грамотного – 44%. После нападения фашистов число что в первой, что во второй категориях значительно выросло.
Священнослужители, чудом выжившие в ходе красного террора, после наступления военного времени выступили на стороне советской власти и поддержали жителей в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Так, во время обороны Москвы вокруг города был совершён воздушный крестный ход на самолёте с иконой Тихвинской Божией матери, а митрополит Сергий уже 22 июня 1941 года призвал верующих взять в руки оружие и встать на защиту Родины. После этой проповеди начались масштабные перечисления средств. Деньги на нужды фронта и оборону сдавали не только простые верующие, но и сами священники. Всего же годы войны православная церковь пожертвовала около 200 млн рублей. На эти средства создали эскадрилью святого Александра Невского и танковую колонну имени Дмитрия Донского. О деятельности священнослужителей также рассказывали газеты «Правда» и «Известия», а власти отпустили на свободу из тюрем и лагерей священников.
В центре православного мира
Следующим этапом налаживания взаимодействия между светской и церковной властью стало учреждение в 1943 году орденов Александра Невского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. Годом ранее на Пасху в Москве разрешили службу, а также всенощные гуляния. Пример остальным подал Иосиф Сталин, который лично встретился с высшим руководством православной церкви. После этого в Москве, Ленинграде и Киеве стали открываться духовные академия, появился Священный синод при Патриархе и Совет по делам Русской Православной церкви.
Происходящее пришлось по душе Сталину и он даже думал над тем, чтобы сделать из Москвы православный Ватикан. Но данную идею не поддержали владыки из Греции и Турции, что привело к очередному охлаждению отношений между советским государством и церковью.