Михаил Калашников был одним из самых уважаемых людей в стране. Он состоял в партии и занимал высокие посты. Однако, как выяснилось в конце 1990-х годов, конструктор почти всю жизнь скрывал историю своей семьи. Даже через много лет Михаил Тимофеевич боялся, что его, как он выразился, засекут.
Тяжелая жизнь
Михаил Тимофеевич Калашников родился в 1919 году в селе Курья Алтайского края. На родной Кубани родителям конструктора жилось не слишком сладко, поэтому, услышав о том, что на Алтае выделяют земли, они тут же отправились туда. Обосновавшись в упомянутом селе, Калашниковы принялись поднимать хозяйство: строили дом, возделывали участок, разводили скот. Михаил Тимофеевич вспоминал, как он ежедневно трудился наравне с отцом, матерью, братьями и сестрами от зари до поздней ночи.
Несмотря на упорный труд, Калашниковы жили небогато. Дом состоял всего из одной комнаты, кухни и сеней. Поэтому в многодетной семье, где никто и никогда не ел досыта, трапезничали порознь. Старшие дети и родители, а также бабушка и дедушка принимали пищу за столом, а младшие дети ели, сидя прямо на полу. Мать сама шила детям одежду из домотканой материи. Да и вообще экономили на всем. А уж нанять наемных работников и вовсе было не на что.
Кулаки в ссылке
Однако и без того тяжелая жизнь семьи Калашниковых стала еще тяжелей в 1930 году. Именно тогда Калашников-старший был раскулачен и сослан вместе с женой и детьми в поселок спецпереселенцев из Алтая Нижняя Моховая Томской области, а все его имущество было конфисковано. Даже через много лет Михаил Тимофеевич с ужасом рассказывал, как забивали их скотину. Поначалу Калашниковы жили в бараке. Опять же от нужды Михаил впервые взял в руки отцовское ружье для охоты.
Только «кулаки» стали обустраиваться на новом месте, как в том же 1930 году умер глава семейства. Смерть отца стала для Михаила Тимофеевича серьезным ударом. Тем более, что вскоре мать снова вышла замуж, а отчима Калашников признавать отказывался. Как пишет в своей книге «Михаил Калашников» Александр Ужанов, будущий конструктор дважды бежал из ссылки. Пешком он преодолевал сотни километров, мечтая вернуться в родное село Курья.
Поддельная справка
Михаил Калашников хотел выбиться в люди, однако с клеймом раскулаченных родителей успеха достичь было не так-то просто. Поэтому Калашников подделал печать на справке из комендатуры, по которой потом получил паспорт. Такую справку не выдавали ни кулакам, ни их родственникам, поэтому после фальсификации документа Михаил Тимофеевич перестал быть «кулацким сыном». Как признавался сам Калашников, аналогичные справки он продавал желающим по 25 рублей за штуку.
В своих мемуарах «Траектория судьбы» Михаил Калашников писало и о том, что историю о раскулачивании семьи, а уже тем более историю о поддельных справках он хранил в тайне большую часть своей жизни. Михаил Тимофеевич состоял в партии и занимал важные посты, однако продолжал бояться. Он делился: «…когда первый раз избрали в Верховный Совет СССР и шел в Кремль, я пытался… плохо не думать о Сталине. Боялся, а вдруг засекут?!». Впервые Калашников решился на откровения только в 1997 году, когда в свет вышла уже вторая его книга воспоминаний.