В ходе летнего наступления 1942 года Третий Рейх впервые начал активное формирование воинских подразделений из национальных меньшинств Советского Союза. Несмотря на приверженность немцев расовой теории, они активно привлекали на свою сторону калмыков – сначала как конных разведчиков, а затем как полноценную боевую кавалерию.
Спецподразделение доктора Долля
На оккупированном Юге России нацисты сделали ставку на сотрудничество с местным населением, пострадавшим от советской власти и имевшим сепаратистские настроения. Помимо казаков и горцев немцы обратили внимание на калмыков. С одной стороны, этот народ соответствовал стереотипам геббельсовской пропаганды, часто изображавшей красноармейцев в виде монголоидов. Но с другой стороны, немецкое командование быстро оценило степень враждебности калмыков к советской власти, которая разрушила их привычный уклад жизни. Исследователь Йоахим Хоффман в книге «Немцы и калмыки 1942-1945» отмечает, что солдаты Вермахта получили предписание «рассматривать местное население как друзей», уважать их религию и традиции. Калмыкам, как и казакам, разрешалось иметь оружие.
Идея использовать калмыцкую разведку на восточном фланге 52-го армейского корпуса принадлежала подполковнику 1-й танковой армии Вермахта барону фон Фрайтаг-Лорингхофену. В августе 1942 года с целью формирования разведывательного подразделения в Калмыкию был направлен зондерфюрер абвергруппы-103 Отмар Верба (Отто Долль). Он был хорошо знаком с местными реалиями, т.к. до 1917 года некоторое время жил в Элисте. Его помощником стал белоэмигрант Николай (Пурбий) Биданоков по кличке «Шамиль». Вербовкой калмыков занимались и другие эмигранты – Фёдор Власов, Анатолий Кунижев (кабардинец, женатый на немке), Паго Шакманов.
Спецотряд формировался преимущественно из жителей сельской местности. Немцы небезосновательно считали, что скотоводы-колхозники более враждебно настроены к большевикам, чем горожане. Долль разъезжал по степи в сопровождении радиста и шофёра. Он устанавливал связи с авторитетными людьми и не гнушался присутствовать на общих трапезах, чем завоевал доверие калмыков. В своей «приёмной» Долль, как представитель оккупационной власти принимал многочисленных посетителей.
Кадры для спецподразделения подбирались также в лагерях военнопленных. Примкнули к немцам и дезертиры-«камышатники» – калмыки, прятавшиеся от советской мобилизации в низовьях Волги.
Судьба «Калмыцкого легиона»
Завербованные агенты абвергруппы-103 сообщались посредством пароля «доктор Долль», а их радиостанция имела позывной «Краних» («Журавль»). В декабре 1942 года вышла директива НКВД, предупреждавшая чекистов об активизации спецгруппы Долля.
«Указанная разведывательная команда перебрасывает своих агентов в тыл частей Красной Армии, главным образом на южный участок Сталинградского фронта, с заданиями разведать наши коммуникации, численность войск в прифронтовой полосе, их вооружение, наличие резервов и транспорта, местонахождение штабов, систему противотанковой обороны».
Немецкое командование высоко оценивало калмыцкую конную разведку, отличавшуюся большой скоростью и выносливостью. Например, командующий 4-й танковой армией генерал Гот говорил, что калмыки оказали «выдающуюся помощь»16-й мотопехотной дивизии, державшей фронт в степи. В частности, они вовремя предупредили гитлеровцев о подготовке русских к зимнему наступлению.
В конце 1942 года отряд абвергруппы-103 был преобразован в «Калмыцкое воинское соединение доктора Долля» (Kalmucken Verband dr.Doll). Оно, в свою очередь, положило начало «Калмыцкому легиону» в составе 4-й танковой армии под командованием всё того же Отто Верба.
Последний эпизод боевых действий в Калмыкии относится к 1944 году, когда Абвер забросил в степь группу из 24 диверсантов во главе с гауптманом фон Шеллером. В ходе операции «Римская цифра II» немцы надеялись спровоцировать партизанскую войну в Калмыкии. Однако СМЕРШ оперативно ликвидировал заброшенную группу.
Общая численность калмыков-предателей, перешедших на сторону Рейха, составила от 5 до 15 тысяч человек. Отто Верба пропал без вести под Люблином в июле 1944 года. Что касается его подчинённых, то им удалось прорваться на Запад, но большинство калмыков впоследствии были выданы Советскому Союзу.