13/05/25

Калмыки: 7 самых шокирующих фактов об этом народе

В начале XXI века в России проживало более 183 тысяч калмыков. Многие из них даже сегодня стараются сохранить традиционный уклад жизни и самобытную культуру степных кочевников. И это некоторых шокирует, ведь у народа есть особенности, которые непонятны соседям.

Воинственность

Так как калмыки – потомки представителей ойратских племён монгольского народа, то воинственность у них в крови. История предков калмыков – это история практически непрекращающихся войн и захватнических набегов.
Воинственно настроенным калмыкам были вынуждены противостоять киргизы, татары, казахи, башкиры, ногайцы. Такое поведение позволило степным кочевникам попасть в ТОП-5 самых воинственных народов мира. Они уступили только новозеландским племенам маори, гуркхам из Непала и даякам с острова Калимантан.

За русского царя – до конца!

В верности калмыков российской короне сомневаться никогда не приходилось. В 1778 году они в составе армии Александра Суворова разгромили крымских татар, в следующем году защищали русские крепости в Приазовье от набегов кабардинцев, участвовали в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов. Калмыки также успевали подавить все попытки ногайцев, башкир и казахов добиться права на национальное самоопределение. Степные кочевники были единственным народом, с представителями которых предпочитали не сталкиваться чеченцы.

Почитали свастику

Одним из почитаемых калмыками религиозным символом с древности является свастика, которую они называют люнгтн. 3 ноября 1919 года даже вышел приказ командующего Юго-Восточным фронтом Василия Ивановича Шорина о её нанесении на военную форму в национальных частях.
Бойцы Калмыцкой дивизии носили нарукавные нашивки в виде красного ромба, в центре которого размещалась жёлтая свастика с надписью «РСФСР».

Поклоняются огню

Несмотря на то, что калмыки исповедуют буддизм, их древнее верование – шаманизм – тоже сохранилось. Его последователи поклоняются огню, который считают универсальным средством для освобождения от всякого негатива: порчи, сглаза. Кроме того, прижиганием раскалённым металлом и окуриванием дымом калмыки лечили герпес и другие кожные заболевания.
Также принято эту стихию «задабривать». Во время религиозных праздников, свадеб, похорон и других важных событий совершается жертвоприношение: в пламя бросают кусочки бараньего жира и три вида костей этого животного.

Запекают мясо в навозе

Отдельно стоит остановиться на калмыцкой кухне. В среде степных кочевников распространено национальное блюдо кюр. Мясо барана режут на мелкие кусочки, добавляют специи и соль, после этого помещают в желудок животного, который зашивают.
Готовят кюр в яме, куда предварительно закладывают навоз и поджигают. В неостывшую золу и закапывается бараний желудок со всем его содержимым. Мясо печётся при невысокой температуре от 10 до 24 часов.

Где останки?

В середине XIX века в районе калмыцкого посёлка Яшкуль скончался лама Кекш Бакш (настоящее имя Шивн Давг). Согласно рассказам местных жителей, труп религиозного деятеля покоился в специальной усыпальнице до 1929 года. Всё это время останки сохранялись нетленными, что вызвало множество вопросов у большевиков.
В стремлении объяснить данное явление создали специальную комиссию, члены которой должны были исследовать труп ламы. Но, не желая религиозной шумихи, местные атеисты куда-то вывезли останки человека, почитавшегося у калмыков святым. Что именно с ними стало – неизвестно.

Покойников оставляли в степи

Вплоть до начала XX века калмыки умерших родственников просто оставляли в степи – немного в стороне от мест кочевых стоянок и жилищ. Такой ритуал получил название «воздушное погребение». Его практиковали и другие народы, исповедующие шаманизм.
Скорее всего, обычай появился ещё у монгольских племён, которые во время военных походов просто не могли позволить себе тратить время на погребение покойников.