Северный российский флот появился по инициативе Ивана Грозного. Служили на нём пираты, которые специально для этого прибывали в Россию. Правда, просуществовал такой флот недолго...
На службе Его Величества
О том, что государству необходим собственный флот, стало понятно в ходе Ливонской войны, начавшейся в 1558 году. В конфликт вмешались Швеция и Речь Посполитая, которые стали бесчинствовать на Балтике, захватывая русские торговые суда.
Стремясь изменить ситуацию, Иван Грозный отдал приказ найти европейского специалиста для организации флота. Им оказался немец Карстен Роде, подданный датского короля.
В 1570 году Роде получил от русского царя каперский патент, который регламентировал поведение на море. Фактически, немец оказался «регулярным пиратом» на службе Ивана Грозного. Роде получал жалование и не рассчитывал при этом на долю в добыче (её он должен был предавать в казну государства).
История «российского санкционированного пиратства» начинается с трёхмачтового лёгкого пинка «Весёлая невеста». Чего-то более надёжного и мощного Роде себе позволить на тот момент не мог.
Уже к сентябрю флотилия разрослась до шести полностью укомплектованных экипажами и вооружённых военных кораблей. Это позволило Роде захватить 22 чужих судна.
Цена успеха
На этом «профессиональный пират» останавливаться и не думал. Далее флотилия Роде захватила караван из 17 кораблей, шедших из Гданьска.
Рвение, с которым немец выполнял поставленную перед ним задачу, начало беспокоить не только поляков, но и датчан, так как купцы попросту начали обходить стороной Балтийское море.
Мириться с инициативностью Роде в Дании вскоре не захотели. Пирата арестовали по приказу бывшего покровителя – датского короля Фредерика II. Эскадру распустили, экипажи разогнали, а имущество ушло в пользу датской казны.
Немец некоторое время находился под стражей в замке Галль, затем его доставили в Копенгаген. Как сложилась судьба Роде после 1576 года – неизвестно. Данные о нём в исторических документах отсутствуют.