03/12/25

Катастрофа теплохода «Александр Суворов»: самое страшное крушение на Волге

5 июня 1983 года на Волге под Ульяновском произошла одна из самых страшных катастроф в истории советского речного флота. Флагманский четырёхпалубный теплоход «Александр Суворов», совершавший круизный рейс, на полном ходу врезался в несудоходный пролёт моста. Жертвами трагедии стали более 170 человек из 400 находившихся на борту.

Роковая цепочка ошибок

«Александр Суворов», построенный в Чехословакии всего двумя годами ранее, был самым современным и крупным судном на советских реках. Вечером 5 июня теплоход подошёл к Ульяновскому мосту. Здесь и произошла фатальная последовательность просчётов:

Штурман Евгений Митенков выбрал для прохода несудоходный пролёт, габариты которого были заведомо меньше высоты судна.

В сумерках будку путевого обходчика на опоре моста ошибочно приняли за разрешающий сигнальный щит.

На мосту не горели положенные предупреждающие огни.

Не осознавая ошибки, вахта вела теплоход почти на максимальной скорости — около 25 км/ч.

В 22:00 многотонная махина на полном ходу врезалась в железобетонную ферму. Удар был страшной силы: срезало ходовую рубку, кинозал, дымовые трубы — всю верхнюю палубу. Несмотря на заглохшие двигатели, «Суворов» после аварии «на автомате» преодолел порядка 300 метров.

Столкновение произошло в тот момент, когда по мосту двигался товарняк в составе 53 вагонов. После удара 11 из них сошли с рельсов. Поезд перевозил древесину, уголь, зерно. Из опрокинувшихся вагонов все это полетело на теплоход. Застрявшая в фермах цистерна с горючим едва не рухнула на «Суворов».

Главные качества русского солдата, которых боялись противники

Вместе с экипажем, обслуживающим персоналом, их родственниками и знакомыми, пассажирами на «Александре Суворове» находилось свыше 400 человек. Из них погибли более 170 (до сих пор называются разное количество жертв). Был теплый летний вечер, многие отдыхающие смотрели кино или веселились на танцплощадке на верхней палубе. И кинозал, и танцпол при крушении снесло. Очевидцы вспоминают, что по трапам, ведущим на верхнюю палубу, лились ручьи крови, а зрелище, которое открывалось при взгляде на место трагедии, было неописуемо из-за чудовищности открывавшейся картины – сплошное кровавое месиво из шевелящихся человеческих тел.

Многие пассажиры после крушения прыгали за борт. Персонал ульяновских больниц экстренно подняли по тревоге, и помощь медиков спасла многие жизни «суворовцев».

Штурман погиб, сердце капитана не выдержало

Находившийся в рубке штурман «Александра Суворова» Евгений Митенков погиб. Капитану Владимиру Клейменову дали 10 лет тюрьмы. Ему 5 июня надо было выходить на дежурство в 24 часа, и поэтому капитан в момент крушения находился у себя в каюте. Из отмеренного судом срока Клейменов отсидел немногим больше половины, его досрочно освободили из-за гипертонии. Спустя 7 лет после той страшной ночи сердце капитана не выдержало.

Поскольку в советское время о катастрофе было мало что известно, ходили слухи, что столкновение «Суворова» с мостом спланировали западные спецслужбы, якобы снимки теплохода после аварии, попавшие впоследствии в зарубежные СМИ, были сделаны со спутника. Но реального подтверждения этим домыслам нет, они легко опровергаются при внимательном изучении опубликованных на сегодняшний день документов – фото делались для следственного эксперимента советскими правоохранительными органами.

Юзом к шлюзу

Теплоход восстановили, и он до сих пор на ходу. Девять лет назад с ним приключилась еще одна авария – «Александр Суворов» с почти 300 пассажирами на борту в канале имени Москвы бортом задел шлюз. Вышла из строя система управления судна, движение теплохода застопорилось. На этот раз пострадавших не было.