08/07/22

«Кавалер трёх Георгиевских крестов»: как отличился Василий Чапаев в Первую мировую

О боевых заслугах фельдфебеля Чапаева в Первой мировой войне говорят награды – три Георгиевских креста и Георгиевская медаль. Василий Иванович был неоднократно ранен и благодаря отваге в сражениях быстро продвигался по службе.

Почти полгода беспрерывных боев

Чапаев в Первой мировой воевал с января 1915 года в 326-м пехотном Белгорайском полку на северо-западе современной Украины (в Волыни) и в Галиции. Там он был первый раз ранен. Практически с первых дней пребывания на фронте боевые качества рядового Чапаева были отмечены командованием и Василия Ивановича направили учиться на унтер-офицера – в полковую учебную команду брали только грамотных и наиболее храбрых солдат. Как рассказывал сам Чапаев, грамоте он обучился самостоятельно, уже на войне.

Пехотный полк, где служил В. И. Чапаев, весной того же года осаждал Перемышль, после длительной осады эта австрийская крепость была взята русскими.

В июле В. И. Чапаев стал младшим унтер-офицером. Через два месяца его за прошлые боевые заслуги наградили Георгиевской медалью и Георгиевским крестом 4-й степени – в мае в боях при форсировании реки Прут пехотинец Чапаев не допустил окружения своего подразделения неприятелем – повел в атаку бойцов и противник отступил.

В сентябре в боях под Волынью Чапаева тяжело ранило в руку – перебило сухожилие, и эта боевая травма впоследствии постоянно беспокоила Василия Ивановича. Через месяц Георгиевский кавалер служил уже в новом звании – он был произведен в старшие унтер-офицеры.

Как свидетельствуют биографы В. И. Чапаева, до того как получить это звание общей сложности он провел почти полгода в беспрерывных боях, трижды удостаивался наград. О жестокости сражений, в которых принимал участие чапаевский 326-й Белгорайский пехотный полк, свидетельствуют данные санитарного отчета: с августа 1914-го по январь1916-го потерял убитыми свыше 500 солдат и офицеров, 2700 человек составили потери ранеными, более 3500 – пропавшими без вести.

Зачем он искал смерти в бою

Находясь в госпитале с раненой рукой, В. И. Чапаев из письма отца узнал, что его супруга Пелагея, бросив троих детей, ушла жить к железнодорожному кондуктору. Как пишет биограф Чапаева П. А. Аптекарь, это известие произвело на Василия Ивановича настолько гнетущее впечатление, что старший унтер-офицер в зимних боях 1915 – 1916 годов начал лезть на рожон, подставляться под пули, чтобы погибнуть. Но вместо этого получил очередное ранение.

За отвагу В. И. Чапаеву дали еше одного «Георгия», 3-й степени, и три недели отпуска после госпитального лечения. Съездив домой и, уговорив жену вернуться к детям, Василий Иванович после короткой побывки на родине весной 1916 года снова едет на фронт.

Последние сражения будущего комдива

Его полк на Юго-Западном фронте участвует в знаменитом Брусиловском прорыве, а летом того же года Чапаев производится в фельдфебели и получает Георгиевский крест 2-й степени. Из наградного листа следует, что он, командуя своими подчиненными, даже будучи раненым, после перевязки вернулся к бойцам и продолжал руководить наступлением.

Некоторые историки писали, что Чапаев был награжден еще одним Георгиевским крестом, но документально это не подтверждено.

Чапаев и революционная ситуация

В августе 1916 года В. И. Чапаев получил тяжелое ранение в ногу и после лечения в госпитале в боевых действиях на фронтах Первой мировой больше не участвовал. Во всяком случае, так пишут большинство его биографов. Его назначали в запасные полки, где от фельдфебеля требовалось в первую очередь сохранить боевую дисциплину, которая после Февральской революции уже начала расшатываться. Вместе с тем, как свидетельствует в своих воспоминаниях сослуживец Чапаева С. И. Кутяков, и сам будущих красный комдив был подвержен революционным настроениям. Чапаев мучительно долго определяется со своей политической принадлежностью – учитывая тогдашнюю революционную ситуацию, такой харизматичный вояка, как Василий Иванович, не мог оставаться аполитичным. Сначала фельдфебель примыкает к кадетам, потом к эсерам, затем ему приглянулись взгляды анархистов. И только в сентябре 1917 года В. И. Чапаев определяется окончательно – его принимают в партию большевиков.

Уже в этом качестве Чапаев продолжает поддерживать дисциплину во вверенном ему Николаевском запасном полку, пользуясь доверием у солдатских масс. С декабря того же года начинается революционная деятельность Василия Ивановича – он избирается наркомом внутренних дел Николаевского уезда.