История одного из крупнейших древних государств на Кавказе – Албании или Алвании (Агвании) – представляет до сих пор немало загадочного.
Происхождение
Бросается в глаза тождество названия этой страны с Албанией на Балканском полуострове. По современным представлениям, мы имеем тут дело со случайным созвучием, а на самом деле кавказские и балканские албанцы никак между собой не связаны. Тем не менее, любопытно, например, что в средние века Шотландия иногда тоже называлась Албанией – от королевства кельтов и пиктов Альба, существовавшего в X-XIII вв., а также, что один из больших островов у берегов Шотландии носит название Арран, как именовалась и Кавказская Албания после её завоевания арабами. По-видимому, «Албания» для всех таких стран – общая латинизированная книжная форма позднейшего времени. Причём Кавказская Албания была так названа раньше всех.
Происхождение же названия Кавказской Албании, очевидно, связано с каким-то из составлявших её племён. На этой счёт есть разные версии. Одна выводит его от ираноязычного народа аланов – предков осетин. Ираноязычные скифы жили там по соседству, а народ удинов – один из главных у албанцев – древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) считал скифским (то есть ираноязычным). Однако античные авторы различали албанцев и аланов, а тот же Плиний удинов не причислял удинов к албанцам.
По другой версии, албанцами (Albani) назвали этот народ римляне от слова «белые» (albi), которое в данном контексте означало «свободные люди». Страбон (I век до н.э.) в «Географии» излагает легенду, как предводитель аргонавтов Ясон дошёл из Колхиды до берегов Каспийского моря и посетил Албанию. Плиний Старший в «Естественной истории» уверяет, что албаны прямо произошли от аргонавтов. Впрочем, греки объясняли своими мифами происхождение многих народов. Так, у того же Страбона начало армянам дал спутник Ясона по имени Армен. Самоназвание же албанцев в точности неизвестно.
Впрочем, наука считает, что единого народа кавказских албанцев так и не возникло. Это был конгломерат разных племён. Страбон свидетельствует, что «языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом». По его словам, только в его время «у них один царь управляет всеми племенами». Большинство современных учёных считает, что албанские племена говорили на языках народов нахско-дагестанской семьи. Об этом говорят сохранившиеся надписи, составленные древним албанским алфавитом на языке, близком к удинскому. В состав албанцев могли влиться и какие-то пришельцы, особенно из числа ираноязычных народов (скифов, сарматов и т.д.).
Складывание государства
Ядро Кавказской Албании располагалось на территории Северного Азербайджана к северу от реки Куры, между Грузией и Каспийским морем или немного не доходя до последнего. Возможно, что в него входила также часть Горного Дагестана. В разное время Албания могла включать в себя также часть Азербайджана между Курой и Араксом, Карабах, а также большую часть как Горного, так и Приморского Дагестана.
Консолидация албанских племён в одно государство произошла, по-видимому, не ранее II века до н.э. Страбон, как мы видели, ещё помнил время, когда у албанцев не было одного царя, и «каждое разноязыкое племя управлялось собственным царём». Столицей Албании стал город Кабала, руины которого сохранились вблизи районного центра Габала современной Азербайджанской Республики.
Албания находилась в очень тесном общении с Арменией, не раз была ею завоёвана и вновь обретала независимость. Частые конфликты не мешали интенсивным культурным контактам двух стран, причём воспринимающей стороной была Албания, отстававшая в экономическом и культурном развитии от древней Армении. Этот процесс позволил историкам говорить даже об «арменизации» Кавказской Албании. Есть гипотеза, согласно которой армянское население Нагорного Карабаха – потомки древних арменизированных албанцев. Тогда как большинство современных азербайджанцев – потомки то же албанцев, но тюркизированных в раннее Средневековье.
Из Армении Кавказская Албания в IV веке восприняла христианство. Первым епископом Албании стал внук св. Григория Просветителя, крестителя армян, Григорис, а первым крестившимся албанским царём – Урнайр, правивший после 370 года.
Земля и народ
Согласно Страбону, албанцы в его время отличались «красотой и высоким ростом». Говоря об их качествах, он отмечает, что они «простодушны и не мелочны». «Старость у албанцев в чрезвычайном почёте, – пишет он, – и не только родителей, но и прочих людей». Вместе с покойниками хоронят всё их имущество (отчего албанцы и «живут в бедности, лишённые отцовского достояния», – уверяет Страбон), после чего вспоминать о покойниках не принято.
Явно идеализируя, Страбон расписывает необычайное плодородие албанской земли, которая «не требует ни малейшего ухода», ибо «однажды засеянная земля во многих местах даёт два или три урожая [в год], и первый урожай получается даже сам-пятьдесят». По его словам, албанцы не торгуют на деньги и знают лишь натуральный обмен, «и в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. Точные меры и вес им неизвестны. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно». По мнению современных археологов, Страбон сильно преувеличил отсталость Албании, в которой, в его время, уже были развитые ремёсла и обращение монет (иностранных). Говоря о человеческих жертвоприношениях у албанцев, он также явно описывал обычаи уже прошлых веков.
Судьба Кавказской Албании
В самом конце IV века в Закавказье вторгаются гунны, а в V веке – тюрки. Их нашествия не пощадили и Албанию. В то же время в Албании усиливается влияние Персии, христианство частично вытесняется зороастризмом, а в середине V века персы включают Албанию в свою империю. Однако в конце V века в результате восстания независимость Албании была восстановлена.
Но в конце VI века Албания снова оказывается ареной борьбы между Персией и Хазарией. Разгром Персии арабами лишь ухудшил положение Албании. Она также оставалась театром военных действий великих держав, а на смену зороастризму пришёл ислам. Время от времени Албания восстанавливала независимость, но в начале VIII века её государственность была окончательно ликвидирована арабами.
Остатки албанских этносов на равнинах Азербайджана исчезают, по-видимому, уже в Х веке. Большая их часть подверглась тюркизации и исламизации, меньшая была ассимилирована армянами Карабаха. Лишь крохотная часть сумела сохранить до настоящего времени албанский язык и христианскую религию (с пережитками зороастризма), принятую в древней Албании. Это народ удины, насчитывающий в настоящее время не более 10 тысяч человек по всему миру, из них не менее 4000 в России.
Албания возникла на плечах Мидян и Каспиев, что одно и тоже,и сегодня существует как Дагестан.
До похода Петра Первого, существовала
от границ Ирана, включая Нагорный Карабах, нинешнюю Армению, и Азербайджан, до Ингушских земель и реки Терек.
После изгнания Надир Шаха,всякими провакациями была анексированна, часть Албании царями, это Земли нинешнего Азербайджана и Армении, и до революции называлась « Елизаветинпольским округом».
Только после Революции возникли эти республики. И сохранился Албанский язык, и Кавказские Албанцы, народ Дагестана, это не множество наций ,а один исторический народ от единого предка,
Язык которых до сих пор имеет огромное количество однокорневых слов, и отличается только диалектом произношения, « быстро, твердо, мягко, медленно».
И к вашему удивлению, именно Кавказская Албания является катализатором возникновения многих народов, от границ Ирана до Урала ,и от Урала до Балтики и Польши, где у всех народов в границах этой Конфедерации, огромное количество слов из языка Кавказских Албанцев, а Татарский язык произошел из языка Кавказских Албанцев и Персидских народов, Древний, Торговый, Международный язык, которым кроме своего родного владели все жители Кавказской Албании,и в последствии стал родным многим народам как в России так и за его пределами.И кроме этого язык Кавказских Албанцев выступал катализатором
и участвовал в формировании почти всех языков Мира, например Русский сегодня состоит из слов Албанского, Татарского, и
Церковно — Славянского, а до Ивана 4 Грозного, только из Албанского и Международного Татарского, которая называлась в свое время да и сегодня
«« Парс», и язык и историю Руси переписали
« Академики» Екатеринины 2, которая и поселила на земли Кавказских Албанцев
по фактам из дневников царских генералов,
1800 годах около миллиона Армян, собрав из Персии и Турции.Ты автор не знаешь свою историю а пытаешься писать чужую, не знаешь как и кем была создана история на которую ты и такие как ты опираются и переписивают.Кавказскую Албанию ни кто не заваевывал, ни Персы ни Цари,и Кавказская война окончилась договором,о вхождении Дагестана в Росийскую Империю а не акупацией,и не вмешательством в дела и внутреннюю жизнь Горцев Дагестана,но последующие « царские марионетки » и последовавшая революция,забили эти договоренности, и историю переиначили.
Слово « Царь» — происходит из Албанского —
« Цаибил,Цаэсил», и Александр Невский был
« Цаэсил» отряда « Багьадуров» — от которого в Русском языке произошли —
« Богатыр, Богатый, Благородный, Боярин»,
все титулы, названия древних городов Киев ,Москва, и многие названия народов происходят из языка Кавказских Албанцев.
Все что вы тут пишете, вся фальшивка, которые придумали в кабинетах « Академии».