22/11/19

«Кавказская Прохоровка»: как воевали танки на Кавказе

Боевые действия на Кавказе в ходе Великой Отечественной войны имели огромное значение. В случае успеха Германия могла бы получить доступ к нефтяным месторождениям, а нефть (точнее отсутствие собственной добычи) была слабым местом Третьего Рейха. Советский Союз, лишившись основного источника нефти, оказался бы в крайне трудном положении. Было и много других факторов, которые тоже имели важное значение.

Тем не менее и до сих пор эта грандиозная битва освещена слабо. В советское время все описания в основном базировались на книге А.А. Гречко «Битва за Кавказ». Современные историки, которых хоть и не сдерживают рамки цензуры, тоже не особо много уделяют внимание данной теме, особенно в плане именно военных действий. И если про действия Красной Армии сейчас информации стало заметно больше, то вермахт описывается в духе советских времён.

Танковая армада вермахта на Кавказе

Изначально на Кавказ были нацелены две немецких танковых армии, 1-я и 4-я. Но потом 4-я армия была переброшена на сталинградское направление.

Танковая армия — это звучит вроде бы очень грозно и внушительно. По немецким меркам — это было действительно немало, но значительно меньше, чем пытались показать советские историки. Считается, что на 25 июля на кавказском направлении было 1130 танков, с 31-го июля (когда ушла 4-я танковая армия) осталось 700.

Однако, даже в начале июля в составе дивизий, которые действовали на Кавказе было 590 танков, и это количество только уменьшалось.

Уже к 31-му июля в 3-й танковой осталось 109 из 164, а в дивизии СС «Викинг» 34 танка из 53. Количество танков менялось в обе стороны, так как неисправные танки ремонтировались и вновь вводились в строй.

К началу операций на грозненско-моздокском и нальчикском направлении в составе 3-й, 13-й и 23-й танковой дивизии и дивизии СС «Викинг» оставалось 220 исправных танков. Так выглядела вся танковая «армада» немцев, которая должна была завоевать для Третьего Рейха грозненскую и бакинскую нефть. Не следует думать, что немецкое командование жадничало, у них просто больше не было. На весь Восточный фронт к 1-му сентября 1942 года у немцев имелось 1700 исправных танков, но ведь шли ожесточённые бои и под Сталинградом, и подо Ржевом, и на северо-западном направлении.

Впрочем, на Кавказе и советские войска испытывали недостаток во всём, в том числе и в танках.

Так, на 15-е июля на весь Южный фронт было всего 267 танков (из них 55 КВ), а к началу августа войска Северной группы Закавказского фронта имели 220 танков.

С одной стороны, это легко объяснить — войска на Кавказе были фактически отрезаны от остальной страны. Но стоит вспомнить, что именно на Кавказ шёл через Иран один из главных каналов поставки грузов по Ленд-лизу.

«Стюарты», «Гранты» и «Валентайны» с красными звёздами

Одним из последствий захвата Кавказа вермахтом (кроме нефти) могло стать нарушение поставок грузов по Ленд-лизу через Ближний Восток. Конечно, танки, например, доставлялись и северным маршрутом, но он был значительно опаснее и далеко не все караваны судов по нему доходили.

То, что поставки ленд-лизовских танков шли через Иран делает вполне естественным наличие в частях Северо-Кавказского и Закавказского фронтов значительно большего количества американских и английских танков, чем на других фронтах.

Так в составе Северной группы Закавказского фронта к началу немецкого наступления, советские машины были лишь в 52-й танковой бригаде (10 КВ, 20 Т-34 и 16 Т-60) и в 44-м отдельном танковом батальоне (3 КВ, 7 Т-34 и 4 БТ-7). В 249-м, 258-м, 263-м и 75-мм отдельных танковых батальонах на вооружении были танки МК-3 и М-3л, всего 33 и 82 соответственно.

По мере боёв в части поступало пополнение, и, кроме небольшого числа отремонтированных советских машин, всё это были английские или американские танки.

Следует уточнить или напомнить, что под советским обозначением МК-3 в РККА использовался английский танк Tank, Infantry, Mk.III Valentine, как МК-2 обозначался английский Tank, Infantry, Mk.II Matilda, М-3с — это американский Medium Tank M3, а М-3л — это американский Light tank M3. Американские танки также широко известны под названиями «Грант» и «Стюарт», которые дали им в Великобритании, где эти танки также активно использовались. На Кавказе кроме английских МК-2 и МК-3, и американских М-3л и М-3с, было ещё относительно много Т-26 и БТ. А также охотно использовались трофейные немецкие машины.

«Кавказская Прохоровка»

Ключевым моментом в попытках вермахта прорваться в Закавказье стало Малгобекское сражение или, как его официально именуют Моздок-Малгобекская оборонительная операция. В нём приняли участие, с немецкой стороны 3-я, 13-я и 23-я танковые дивизии, дивизия СС «Викинг», 111-я и 370-я пехотные дивизии. С советской стороны были 9-я и 37-я армии, отдельные соединения и части. Всего 11 стрелковых дивизий, 8 стрелковых и 1 танковая бригады, 3 отдельных танковых батальона. Всего с обеих сторон было задействовано до четырехсот танков.

Судьбу всего сражения решил бой, произошедший 28-го сентября 1942 года у села Сагопшина, который историк Т. Матиев назвал «Кавказской Прохоровкой».

Как пишет в своей работе «Танковый бой у Сагопшина. Кавказская Прохоровка» Станислав Черников с немецкой стороны приняли участие подразделения дивизии «Викинг», на тот момент имевшей 48 танков (5 Pz.Kpfw. II, 34 Pz.Kpfw. III и 9 Pz.Kpfw. IV) и до 10 штурмовых орудий. Возможно автор ошибается, и речь идет про самоходные противотанковые установки «Мардер», которых имелось 6 единиц.

С советской стороны в бою приняли участие 57-я стрелковая и 52-я танковая бригады, 863-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк, поддержку оказывала армейская артиллерия.

В 52-й танковой бригаде на 27-е сентября имелось 30 танков: 5 КВ, 2 Т-34, 13 Т-60, 8 М-3л, 1 МК-3 и 1 Т-4. Последний — это немецкий трофейный Pz.Kpfw. IV.

Советское командование воспользовалось особенностями местности, в самой узкой части ущелья было устроено три засады (одна за другой) из танков, противотанковой артиллерии и пехоты. В первой линии стояли легкие танки, во второй их усилили «тридцатьчетвёрки», последнюю линию держала тяжелые КВ. Немцы, начав наступление попали в капкан и понесли значительные потери.

Точные потери дивизии «Викинг» не известны, указано, что вышло из строя до половины всех танков.

По советским данным, было уничтожено 54 немецких танка, но по тем же данным и в атаке приняло участие 120 танков. Советские потери составили 15 танков, из них 9 было сожжено, остальные эвакуированы.

Стоит отметить (по поводу оценки сил противника), что и по немецким данным их атаковали более 80 советских танков, тогда как в 52-й бригаде было всего 30 машин.

В Малгобекском сражении наступление 1-й танковой армии вермахта было остановлено, немцы понесли слишком большие потери. К концу октября в четырёх дивизиях оставалось 157 боеспособных танков.