В Иркутске на склоне горы Кая недалеко от впадения реки Иркут в Ангару учёные обнаружили захоронение эпохи раннего неолита. Данная находка необычна тем, что в могиле, ориентированной по оси север – юг, лежал волк. Лапы хищника как бы обнимали человеческий череп, принадлежавший зрелому мужчине. Естественно, археологи тут же заинтересовались таким странным «соседством».
Вместе с волками
Помимо черепа и волчьего скелета в могиле были найдены ещё одиннадцать предметов: костяные стержни, иглы, лезвие из кремния, кремниевые пластины и клык бобра.
Череп извлекли и подвергли тщательному изучению. Выяснилось, что ранее его уже где-то хоронили, потом вырыли из земли и погребли повторно. В 1998 году череп усилиями антропологов восстановили с помощью восковой мастики, что позволило говорить о расе, к которой принадлежал мужчина. Он оказался монголоидом, но с вытянутым лицом, крупными глазными орбитами и приплюснутым носом.
Волк же принадлежал к виду хищников, который потом позже вымер. Умертвили же «санитара леса» бескровным способом, так как его кости остались целыми. Это натолкнуло экспертов на мысль, что волк являлся жертвенным животным.
Три версии и древний культ
Пытаясь объяснить то, как в одной могиле оказались человеческий череп и волк, археологи выдвинули три версии. Первая наиболее простая и менее правдоподобная: череп мог попасть в захоронение волка случайно. Но едва ли случайностью можно объяснить положение человеческой кости – строго между лапами хищника.
Сторонники второй версии уверены, что голову извлекли из другой могилы и перезахоронили заново. Волк же рядом был необходим для того, чтобы охранять её на том свете от врагов.
Третья гипотеза от второй мало чем отличается. Разве только тем, что соплеменники захоронили то, что осталось от человека, а хищника положили также для сопровождения в другой мир и охраны там.
Кроме того, захоронение с черепом может быть связано с культом человеческой головы. В древности люди, срываясь с «насиженного места», доставали из могилы голову предка, с которой и отправлялись покорять новые земли. Там они делали «свежее» захоронение с черепом, веря, что таким образом очищают территорию от нечистой силы.

