Изучение российского казачества с точки зрения генетики в последние годы проводилось не раз. Ученые выяснили, что для донских, запорожских и кубанских казаков основными являются гаплогруппы R1a1a1(M198), I2a, R1a1a1g (М458), N1c1 (М178), I1 (М253) и R1b1b2 (М269), которые составляют до 90% популяции.
Также генетики установили, что гаплогруппы C и O, получившие наибольшее распространение в странах Средней Азии (бывших степных кочевьях), в генофонде казаков присутствую в крайне мизерном количестве. Практически отсутствуют у потомков запорожских, кубанских и донских казаков гаплогруппы G и J, часто встречающиеся у народов Кавказа: это опровергает теорию о том, что горцы активно участвовали в генезе украинского и южнорусского казачества.
Исследователи пришли к заключению, что генофонд запорожских, донских и кубанских казаков вполне естественно вписывается в единый генетический кластер восточнославянских народностей, который включает в себя русский, белорусский, украинский народы, а также часть польского и словенского этноса. При этом запорожцы генетически ближе украинцам, а донцы – южнорусским жителям. Кубанцы оказались в какой-то степени переходным видом между запорожским и донским генофондом.
А вот терские казаки немного выбиваются из общего генотипа казачества. У них характерные для остального казачества гаплогруппы R1a1a1 (M198) и I2a (P37) встречаются примерно в 1,5 – 2 раза реже и, напротив, частота гаплогрупп G2a3b1 (P303) и G2a1a (P18), больше свойственных жителям северного Кавказа, прежде всего черкесам и осетинам, намного выше, чем у южнорусских и украинских популяций. Это скорее всего свидетельствует об активном оказачивании населения, исконно проживавшего по обоим берегам Терека. Однако в целом казачьи популяции в генетическом плане дистанцированы от кавказских.
Генетики пришли к выводу, что основой поток, формировавший казачество в XVI-XVIII столетиях, шел со стороны земель, ранее входивших в состав Великого княжества Рязанского. Сегодня это Воронежская, Курская, Орловская, Белгородская и часть Ростовской областей. На то есть историческое объяснение. Рязанщина находилась на границе русских и татаро-монгольских земель. Здесь возводилось большое количество дозорных постов, которые отслеживали неприятеля. Именно здесь и начали формироваться зачатки казачества как служилого сословия.
Донцы
Еще одно обширное исследование казачества было проведено лабораторией популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра под руководством профессора Елены Балановской. Ученые решили остановить свой выбор на донских казаках – самой известной в истории и литературе, и возможно самой самобытной группе казачества, обладающей уникальным диалектом и устойчивым ареалом проживания. Донцы – единственное в царской России казачье сословие, имевшее свой гимн, флаг и посольство.
В своей экспедиции ученые посетили станицы и хутора Верхнего Дона, где собрали генетический материал 131 представителя мужского пола, чьи предки имели доказанную казацкую родословную. В исследовании был проведен анализ STR-маркеров Y-хромосомы. Такой метод, его еще называют «молекулярными часами», используется в криминалистике для выявления отцовства и для определения спектра гаплотипов внутри гаплогрупп. Он идеально подходит для исследования человеческих популяций, имеющих относительно недолгую историю, как в случае с донцами.
Результаты исследования еще раз подтвердили ранее озвученные выводы: коренные жители Дона генетически сходны с населением юга России и Востока Украины. Более того, генофонд донских казаков в целом совпадает с восточнославянской популяцией. В наибольшей степени гаплотипы донцов близки к жителям Курской, Тульской, Орловской, Воронежской и Белгородской областей, чуть в меньшей – населению центра России. Совсем немного совпадений с русскими популяциями северных регионов страны. Это говорит о том, что они практически не принимали участия в формировании казачьего сословия.
Ученые также обнаружили в популяциях донцов небольшую примесь татарской крови, что объясняется смешанными браками и вливанием татар в ряды Войска Донского. Весьма незначительны у донских казаков признаки кавказского генотипа, что скорое всего свидетельствует об общности генофондов Восточной Европы и Кавказа.
Что касается уникальности донского казачества как этноса, то ответ ученых однозначен: генетически донские казаки неотличимы от русских. Современные донцы — это выходцы преимущественно из южнорусских земель, чуть меньше в них малороссийских корней. С полным основанием можно сказать, что донские, терские, кубанские казаки, как и часть казачества, впоследствии мигрировавшая на Урал и в Сибирь – неотъемлемая составляющая русского этноса.