Зелимхан Яндарбиев – один из наиболее заметных сторонников чеченского сепаратизма, исполнявший обязанности президента самопровозглашённой Республики Ичкерия. Но мало кто знает, что в советское время этот одиозный лидер был подающим надежды писателем.
От литератора до сепаратиста
Родители Зелимхана Яндарбиева были из числа депортированных чеченцев тейпа Хал-Келой, оказавшихся в Казахстане. Там и суждено было родиться будущему борцу за независимость Чечни. После восстановления в 1957 году Чечено-Ингушской АССР в прежних границах Зелимхан Яндарбиев вместе с семьёй вернулся на историческую родину и поселился в родовом селении Старые Атаги.
В 17 лет он начал свою трудовую деятельность разнорабочим и каменщиком, в 20 лет был призван в армию. После демобилизации два года трудился на буровых вышках помощником бурильщика. Однако у Зелимхана были таланты совершенного иного рода. Он поступает на заочное отделение филологического факультета Чечено-Ингушского государственного университета по специальности «Чеченский язык и литература».
В период учёбы в университете Зелимхан Яндарбиев любил проводить свободное время в сквере недалеко от его альма-матер. Расположившись на скамейке, он предавался размышлениям и сочинял стихи. Именно здесь он решил, что готов посвятить свою жизнь литературному творчеству. И очень скоро из-под пера начинающего поэта вышли первые стихотворные сборники.
По окончании вуза в 1981 году Яндарбиев работал корректором, а затем начальником производственного отдела Чечено-Ингушского книжного издательства. В это же время он пополнил ряды ВЛКСМ. В дальнейшем писателю с комсомольским билетом легко досталось место председателя Комитета пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР.
В перестроечный период Яндарбиев совмещал литературу с общественно-политической деятельностью. С 1989 года он – литературный консультант в Союзе писателей ЧИАССР и одновременно председатель политической организации - чеченского общества «Барт» («Союз»).
Но после распада СССР всё резко меняется. Яндарбиев практически целиком отдаёт себя борьбе за независимость Чечни, принимая активное участие в боевых действиях против федеральных сил на стороне сепаратистов. В частности, в январе 1995 года он руководит обороной центральной части Грозного.
На протяжении 1996-1997 годов Яндарбиев фактически являлся главой самопровозглашённой Чеченской Республики. 3 октября 1996 года как и. о. президента Чечни он возглавлял чеченскую делегацию на очередных переговорах в Москве.
После первой чеченской войны Яндарбиев часто посещает страны Ближнего Востока, какое-то время живёт в Объединённых Арабских Эмиратах. По некоторым данным, там он получает щедрую спонсорскую помощь на поддержание сепаратизма в Чечне. «Я занимаюсь политикой как бывший президент и представитель моджахедов» – так говорил про себя Яндарбиев.
9 октября 2001 года по линии Интерпола Яндарбиев был объявлен в международный розыск наряду с такими чеченскими сепаратистами, как Масхадов и Закаев. 13 февраля 2004 года, возвращаясь с пятничной молитвы в одной из мечетей столицы Катара Дохи, Яндарбиев был взорван в салоне собственного автомобиля и от полученных ранений скончался на месте.
Утраченный талант
Кто знает, пойди Яндарбиев по литературной стезе и дальше, возможно, и жизнь его сложилась бы совершенно по-другому. К 1980-м годам он создал уже приличное творческое наследие (поэзия, проза, драматургия). После провозглашения независимости Ичкерии он продолжил писать, однако руководящие посты и идеологическая работа отнимали у него всю энергию.
Первые литературные опусы Зелимхана Яндарбиева увидели свет в начале 1980-х: «Сажайте, люди, деревца» (1981), «Знаки Зодиака» (1983) и повесть «Время расплаты» (1983). Руководство литературным кружком «Пхьармат» («Прометей») не мешало ему полностью отдаваться творчеству. Однако, как отмечал Яндарбиев, то, что он писал стихи на чеченском языке, само по себе уже было явлением антисоветским.
В середине 1980-х начался новый виток литературной карьеры Яндарбиева. В 1984 году он вступает в Союз писателей ЧИАССР, в 1985-м – в Союз писателей СССР, а в 1986 году он становится главным редактором детского журнала «Радуга». В этом же году выходит его новый поэтический сборник «Сыграйте мелодию», а в местном драмтеатре ставится пьеса «Не приведи Господь». В 1989 году Яндарбиев оканчивает писательские курсы в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве.
Как-то в середине 1980-х, возвращаясь из Москвы, Яндарбиев заехал в Ростов-на-Дону, чтобы предложить редакции журнала «Дон» свои стихи. «Стихи были неплохие, – вспоминал бывший заведующий отделом поэзии журнала Даниил Долинский, – чувствовалась рука мастера». Яндарбиев произвёл на него благоприятное впечатление и показался фигурой весьма неординарной.
Долинский отметил запоминающийся момент этой встречи. Когда Зелимхан ушёл, остался полиэтиленовый пакет, в котором лежала плоская канистра. Сотрудник журнала догнал Яндарбиева со словами: «Если уж даёте взятку, так лучше коньяком». «В другой раз привезу коньяк», – с улыбкой ответил поэт. «И действительно, месяца через два Зелимхан привез точно такую же канистру с прекрасным чеченским коньяком», – рассказал Долинский. Правда, стихи главный редактор тогда забраковал, так как в них было больше подражательности, чем оригинальности.
В 1990-е произведения Яндарбиева выходили только за рубежом, так как их тематика не позволяла публиковать их в России. Названия говорят сами за себя: «В преддверии независимости», «Джихад и проблемы современного мира», «Истинный лик терроризма». К примеру, книга его мемуаров «Чечения – битва за свободу» увидела свет в 1996 году во Львове. Стихи и книги Яндарбиева были переведены на более чем 40 языков.
В омут с головой
В 1983 году Яндарбиев закончил свою повесть «Время расплаты», но в этот момент его уже почти всего поглощала не литература, а политика. В июле 1989 года он основал партию «Барт» («Союз») – светскую демократическую организацию, которая призывала к объединению кавказских этнических групп против «русского империализма». Так он постепенно становится лидером чеченского националистического движения.
«Бросок Яндарбиева в большую чеченскую политику был внезапным и стремительным – как прыжок волка», – отмечают его соратники. В мае 1990 года Яндарбиев учреждает Вайнахскую демократическую партию (ВДП), целью которой было «создание независимого демократического государства». Позднее многие чеченцы прозовут её «партией вайнахского несчастья». Почему? Очевидцы вспоминают, что людей часто хватали прямо на улице и за пять рублей вручали им зелёное удостоверение члена партии, обещая золотые горы после прихода демократической партии к власти.
Дальше – больше. В ноябре 1990 года Яндарбиев получает пост заместителя председателя только что избранного Всероссийского съезда чеченского народа, который под руководством Джохара Дудаева вытеснил представителей советской партийной номенклатуры. Яндарбиев сходится с Дудаевым, и вместе они подписывают соглашение, по которому Чечено-Ингушская Республика разделяется на две части.
По словам участников событий, происходивших в Чечне накануне развала СССР, Зелимхан Яндарбиев был «главным зачинщиком всей этой смуты». Чеченский политический деятель Шах мурза Бехоев вспоминал: «Когда на съезде Общенационального конгресса чеченского народа образовались три фракции – завгаевская, хаджиевская и яндарбиевская, Яндарбиев, человек меркантильный, был не у дел, но когда вседозволенность началась, он на этой волне и решил прийти к власти».
Яндарбиев в эти годы зарекомендовал себя как одиозный борец против пережитков советской партийной системы в Чечне. Так, 19 августа 1991 года он организовал в центре Грозного митинг против ГКЧП. Свидетели рассказывают, как на его призыв откликнулись тысячи чеченцев: в город со всех сторон, на машинах и пешком, непрерывно шли и шли вереницы людей. После же распада СССР смыслом жизни для Яндарбиева стала уже борьба за отсоединение Чечни от России.