12/09/25

Кем на самом деле Иван Грозный был по национальности

В исторической литературе прочно укоренился образ Ивана IV Грозного как правителя, который якобы презирал русский народ и кичился своим иноземным, «германским» происхождением. Но насколько эта версия соответствует действительности? Обратимся к источникам — и к собственным словам первого русского царя.

Иван IV – чистокровный немец

Легенда о «немецких» корнях Ивана Грозного активно тиражировалась как иностранными, так и некоторыми отечественными историками, часто настроенными к нему крайне негативно.

90-60-90: как эти «габариты» стали эталоном женской красоты

Английский дипломат Джайлс Флетчер, ссылаясь на рассказы своих соотечественников в Москве, утверждал, что царь постоянно упоминал о своем «нерусском» происхождении. Эту же мысль повторял саксонец Ганс Шлитте, который по поручению Грозного вёл переговоры с императором Карлом V. Он заявлял, что в официальном письме царь указывал на родство русских и римлян через общих германских предков.

Не остался в стороне и Николай Карамзин. В своей «Истории государства Российского» он отмечал мягкое отношение Ивана IV к ливонским пленникам и его якобы любовь к «славному германскому происхождению».

Однако все эти свидетельства — лишь пересказ чужих слов или субъективные интерпретации. Что же по этому поводу думал сам государь?

Мы - российский народ

Если внимательно изучить переписку Ивана Грозного со своими многочисленными зарубежными корреспондентами, начиная от предателя Андрея Курбского и заканчивая английской королевой Елизаветой I, сразу обращаешь внимание на то, как настойчиво первый царь всея Руси отстаивает интересы своего государства (порой достаточно жестко и не стесняясь в выражениях). Патриотический настрой чувствуется в каждом письме. Заметно, что государь для своего времени очень начитан и набожен, хорошо знает Священное Писание.

Польский протестант пастор Ян Рокита в 1570 году встречался с Иваном Грозным и в беседе с российским самодержцем приводил доводы в пользу своей веры, которую хотел распространять среди православных на Руси. Грозный Рокиту внимательно выслушал и пообещал дать пастору свои письменные соображения на этот счет. И дал. Подробнейший царский ответ, опровергающий протестантские догматы и защищающий православие, –уникальный документ эпохи, изобилующий отсылками к Священному Писанию, контраргументами, метафорами и аналогиями, - интересен сам по себе.

«Жратва»: что означает это слово на самом деле

В последних строках есть четкое обозначение того, к какому народу Иван IV себя относит: «Прилежно молим, чтобы нас, российский народ, сохранил от тьмы вашего неверия». Этноним «русский» как обозначение народа начал широко употребляться только в XIX веке, «российским» в своих работах его называл даже Ломоносов.

Иван IV в этом высказывании не допускает двусмысленного толкования своей принадлежности к какой-либо другой нации. То есть к немцам русский царь себя не причислял. Во всяком случае, в авторских письменных документах, по которым можно судить о мировоззрении Ивана Грозного.