23/11/25

Хевсуры: загадка самого воинственного народа Кавказа

Высоко в горах Восточной Грузии, в самой труднодоступной части страны, живет народ, чья культура ставит в тупик историков. Хевсуры — потомки воинов, чьи доспехи и обычаи удивительным образом напоминают традиции европейского рыцарства.

Между крестом и древними богами

Хевсурети — суровый высокогорный регион на южных и северных склонах Большого Кавказского хребта. Именно здесь, в верховьях Арагви и Аргуни, до XX века сохранялся уникальный уклад жизни хевсур.

Народ, впервые упомянутый под этим именем в XV веке, принял христианство еще в IV столетии вместе с крещением Грузии. Однако, как отмечали этнографы, хевсуры так и не стали ортодоксальными христианами, создав причудливый синтез верований.

В 1913 году журнал «Искра» писал: «Они празднуют и магометанскую пятницу, и еврейскую субботу, и христианское воскресение. Для совершения обрядов у них существует целая иерархия жрецов, капища, жертвенные сосуды».

Рыцарский кодекс в горах Кавказа

Самое удивительное в хевсурах — их материальная культура. Еще в конце XIX века мужчины носили кольчуги, прямые мечи и плащи, а их знамена украшали красные кресты, словно сошедшие со знамен крестоносцев.

Русский этнограф Арнольд Зиссерман первым выдвинул гипотезу о европейском происхождении хевсур. Археологи подтверждают: их меч «франгули» действительно выкован по западноевропейским образцам.

Немецкий путешественник Карл фон Ган в 1897 году стал свидетелем уникального зрелища: «Одетые в доспехи рыцари показали нам свою ловкость в фехтовании; опустившись на колени, они, съежившись, прятались за своими маленькими щитами и направляли друг против друга свои острые мечи».

Русский эмигрант Лев Сердаковский в своих воспоминаниях так описывал парад в честь первой годовщины независимости Грузии в 1919 году: «В длинной процессии шли красивейшие девушки и юноши всех частей Грузии. Особо выделялись пшаты и хевсуры в рыцарских доспехах времен крестоносцев. Эти два маленьких племени были потомками западных рыцарей 4-го крестового похода, не дошедших до Святой Земли и вместо Иерусалима взявших в 1204 году Константинополь».

По мнению некоторых историков, во время конфликта Константинополя с Римом, атака византийской армии под командованием императора Алексея I Комнина отсекла какую-то часть крестоносцев от выхода в Мраморное море. Рыцари, вынужденно перебравшиеся на черноморское побережье Кавказа, осели там и в дальнейшем частично смешались с местным населением.

«Купальники запрещены»: чем немецкие бани шокируют русских

По другой версии, грузинский царь Георгий IV Лаша, спасаясь в начале XIII века из осажденного турками-сельджуками Иерусалима, захватил с собой все население города. Среди этой пестрой массы наряду с иудеями оказались и крестоносцы.

Однако существуют сведения, что крестоносцы были в Грузии уже за столетие до этих событий. 12 августа 1121 года грузины под предводительством царя Давида Строителя участвовали в битве при Дидгори против турок-сельджуков. В этой кровопролитной битве 56-тысячное грузинское войско одолело 400-тысячную армию противника. По свидетельству хронографов, в войске царя Давида было 200 крестоносцев.

Право сильного

Многие исследователи обращали внимание на воинственность хевсур, которая отличала их от соседних народов. Офицер российского генштаба Иоганн Бларамберг в 1835 году писал, что на дикий характер и тягу к разбою представителей этого народа, возможно, повлияла суровость местного климата и скудность почв. Даже на полевых работах хевсуры вооружены с ног до головы и склонны к силовому способу решения всех проблем, отмечает Бларамберг. Это приводит к постоянным кровавым столкновениям с десятками убитых и раненых. Не кровь ли воинственных крестоносцев играет в жилах хевсур?

Карл фон Ган во время своего этнографического путешествия на Кавказ в 1897 году дал нам подробное описание традиционной одежды и вооружения хевсур, которые во многом воскрешают образ средневековых европейских рыцарей.

Шлем (чичкари), пишет фон Ган, состоит из посеребренного верха наподобие тарелки, с которого кругом опускается сеть из железных колец для защиты лица, шеи и затылка. Кольчуга с короткими рукавами, к которым примыкают наручники, доходит до бедра. Также защищены передняя часть ноги и верхняя половина ступни, которые покрывает железная сеть.

Вооружены хевсуры маленьким круглым кожаным щитом с железными оковами, большим кинжалом и саблей. Впрочем, сабли, как и другое хорошее оружие, любят и остальные горцы, замечает исследователь.

Часто фон Гану попадались венгерские клинки с изображением гусара и с девизом: «Vivat Husar!», чуть реже он встречал клинки «из Золингена», а также оружие «известного мастера Горды». А вот  копья и огнестрельное оружие хевсуры практически не носят, отмечал фон Ган.

Хевсуры, как настоящие рыцари практически никогда не расставались со своей кольчугой. Карл Фон Ган по этому поводу писал: «Когда он выходил из своей деревни, надевал на себя кольчугу, составлявшую его гордость и почетное одеяние. Эту кольчугу также надевали на покойников во время похорон для того, чтобы они с достоинством могли переходить в загробную жизнь».

Хевсуры имели такое доверие к своим доспехам и острому мечу, что не беспокоились о строительстве укреплений для защиты от нападения черкесов и лезгин. Отсутствие башен и укреплений, по мнению фон Гана, указывает на наступательный характер хевсур, которые в прежние времена сами не прочь были нападать на своих соседей и пользоваться правом сильного.