14/01/24

«Хочу так сфотографироваться со Сталиным»: как английский генерал Монтгомери влюбился в советский военный тулуп

В январе 1947 года по приглашению советского правительства в Москву приехал начальник генштаба Британской империи, кавалер Ордена Победы, фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, виконт Аламейнский. Его визит проходил на фоне стремительно ухудшавшихся отношений между СССР и Западом и в условиях подготовки противостояния капиталистического лагеря с «красной угрозой».

Естественно, власти Советского Союза пригласили известного британского полководца в гости не просто так. Требовалось понять, насколько Лондон готов далеко пойти в обострении ситуации. Монтгомери же вернулся домой в весьма приподнятом настроении, и не с пустыми руками. В Британию он привёз «сувенир» – военный тулуп, который ему уж очень приглянулся.

Подарок на память

Солдаты Красной Армии в период холодов облачались в просторную и длинную овчинную шубу с большим воротником – тулупы. Они хорошо знали, что такая форма одежды спасёт их от замерзания даже в самый лютый мороз. Так что такие армейские тулупы-полушубки в СССР были вещами привычными. А вот для иностранцев данное облачение являлось чем-то необыкновенным и удивительным.

Именно поэтому в Москве долго не думали над тем, что же подарить английскому генералу в знак русского гостеприимства. Презентом должна была стать генеральская бекеша и каракулевая папаха. Правда, для высокопоставленного гостя армейскую «шубу» сделали из беличьего меха. Вот только с размером не угадали – худенький британский фельдмаршал в тулупе просто утонул.

Фотография на память

Вручал подарок начальник Генштаба маршал Александр Василевский, который чуть со стыда не сгорел, предложил британцу отдать одежду на доводку и получить её на следующее утро уже подогнанной по фигуре. Но бекеша Монтгомери настолько понравилась, что он не захотел с ней расставаться. Тогда мастер прибыл прямо в Генштаб.

На приём к товарищу Сталину фельдмаршал заявился в подаренных бекеше и папахе. «Хочу, чтобы генералиссимус Сталин увидел меня в русской форме. Хочу так сфотографироваться со Сталиным», – безапелляционно заявил гость. Иосиф Виссарионович, конечно, посмеялся над странностями приезжего, но просьбу его выполнил. Улетел обратно Монтгомери с Центрального аэродрома в той же форме.
монтгомери
У себя дома генерал также частенько щеголял в подаренном тулупе. У кого-то его внешний вид вызывал недоумение, а у кого-то откровенную зависть, ведь далеко не каждый мог побывать в хлебосольной Москве и разжиться такой же славной бекешей.