Китайские ученые готовятся к беспрецедентному научному подвигу - бурению сверхглубокой скважины до мантии Земли. Для этой амбициозной миссии специально создано новейшее исследовательское судно "Meng Xiang" (что в переводе означает "Мечта"), способное достигать глубин, недоступных для предыдущих поколений морских буровых установок.
Важнейшая задача
Мантия Земли – это огромный слой раскаленных пород, расположенный между земной корой и ядром. Изучение мантии поможет ученым ответить на фундаментальные вопросы о нашей планете. Так, анализ пород мантии позволит реконструировать историю Земли и проследить путь ее формирования и эволюции на протяжении миллиардов лет.
Мантия играет ключевую роль в тектонических процессах, например, движении плит, вулканизме и землетрясениях. Изучение ее состава и свойств поможет лучше понять эти явления. Кроме того, состав пород мантии может рассказать о климатических изменениях, происходивших на планете в далеком прошлом.
Новые возможности
Технологический прогресс последних лет позволил создать буровые установки, способные достигать ранее недоступных глубин. Судно "Meng Xiang" оснащено новейшим оборудованием, которое позволит ученым взять образцы пород из мантии и провести их детальный анализ.
Длина судна составляет 180 метров, а возможности буровой установки позволяют углубиться до 11 000 метров под землю. Этого вполне достаточно, чтобы достичь земной мантии, ведь под океаническим дном граница коры и мантии находится на глубине 5-10 километров.
Сложнейшая задача
Несмотря на технические возможности “Мечты”, бурение скважины до мантии – сложнейшая инженерная задача. Ученым предстоит столкнуться с высокими температурами и давлениями, а также с непредсказуемыми геологическими условиями.
Ранее добуриться до земной мантии пытались в СССР. К сожалению, проект Кольской сверхглубокой из-за финансовых причин и распада страны не был реализован полностью. К тому же задача осложнялась тем, что бурение производилось с суши, что хоть технически и проще, чем бурить дно океана, но требует больших временных затрат.
Поэтому китайцы и хотят подойти к реализации проекта несколько с другой стороны. Приступить к нему они планируют уже в следующем года.